Интервью Киноцикл о счастливых людях в России – авангардная идея
Персоны
Кинорежиссер Дмитрий Васюков известен своим документальным
циклом "Счастливые люди". Первая серия о жизни простых людей в глухой
таежной деревушке на Енисее вышла в 2008 году. А в прошлом году Васюков представил
двухсерийный фильм "Поморы", снятый на Белом море. Картина была
представлена на кинофестивалях, и получила высокую оценку у зрителей и
критиков. Следующей картиной цикла "Счастливые люди" должен стать
фильм про Алтай. О новом проекте и о том, почему автор собирает средства на
производство с помощью краудфандинга (добровольных пожертвований
интернет-пользователей), режиссер рассказал культурному обозреватель Антону
Долину в эфире радио "Вести ФМ".
Долин:
Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. И сегодня наше интервью посвящено
культурному вопросу, в том ракурсе, который мы периодически затрагиваем в наших
передачах. Речь идет о краудфандинговом проекте. То есть, я поясняю для
тех наших слушателей, которые, может быть, забыли, что это такое. Когда
какой-то проект благой и интересный не только его авторам, но и обществу,
объявляется, что на него идет сбор денег. И таким образом и кино снимается, и
книги издаются, и целые музеи открываются по всему миру, это набирает обороты.
И вот на платформе "Планета" идет сейчас сбор средств на работу над
новым фильмом, который мы хотим поддержать. И автор этой будущей работы (или не
будущей, а уже делающейся, сейчас мы это все выясним) режиссер Дмитрий Васюков
у нас в гостях. Дима, привет.
Васюков: Здравствуйте.
Долин: Ну, в двух словах, о чем идет
речь. Может быть, кто-то из вас видел фильм "Счастливые люди",
который некоторое время назад был сделан. Дима, может, расскажете чуть-чуть, ну
буквально в общих чертах?
Васюков: Да, я несколько лет назад,
скажем так, я его выпустил, этот фильм, четырехсерийный фильм о Сибири.
Долин: Это документальная картина.
Васюков: Документальная картина, да.
Долин: Телевизионная все-таки или нет?
Потому что я смотрел ее в кино.
Васюков: Нет, это телевизионная,
специально была сделана телевизионная версия. То есть там четыре времени года,
по 50 минут каждая, и каждая серия одинаково начинается, одинаковым таким
вступлением, трейлером. А это было сделано специально для телевидения в расчете
на то, что это будут показывать не сразу, а в течение там, скажем, недели,
допустим, день за днем. И эти серии сделаны абсолютно самодостаточно, то есть
тот, который не увидел предыдущую серию, мог бы посмотреть ее и со следующей, и
все равно понять. Специально я так это делал, в расчете именно на телевидение.
Вот. Собственно говоря, это такой сериал, ну можно его назвать сериалом, о
жизни далекой сибирской деревушки на Енисее таежной. Это такое среднее течение
Енисея, Туруханский район. Всего там человек 500 жителей, занимаются охотой и
рыболовством, в общем, все жители. Но особо я выделил такую вот касту
охотников, что называется, промысловиков, это охотников на соболя, у которых в
их владениях у каждого участок. Участок не в шесть соток, как у нас мы привыкли
при слове "участок" понимать, что это такое, а участок примерно
площадью с Москву, целиком с Москву, то есть порядка тысячи квадратных
километров.
Долин: И что это - лес, тайга?
Васюков: Это лес, тайга, реки, ручьи,
горы - все что угодно. Это участки у них находятся в аренде, они за их
использование платят, и на эти участки они вот так постепенно, год за годом, ну
понятно, что у них такая территория, естественно, сразу его не обживешь, а они
обживают. А обживают в каком смысле обживают? Они строят там избушки, небольшие
избушки, которые... это собственно исторически тоже было подтверждено и
оправдано, так всю жизнь русские делали: на охотничьих своих угодьях они
строили избушки, одна от другой на расстоянии примерно 12-15-10 километров. То
есть за это время охотник, за световой короткий день на севере зимой, он
проходит примерно вот это расстояние. И это как раз нужно для того, чтобы он
вышел рано утром и затемно пришел в следующую избушку. И вот так год за годом
они обживают этот свой участок, строя избушки. Дорожки, которые ведут от одной
избушки к другой, третьей, пятой-десятой, называются "путики", это
старое такое название. И вот на этих путики они ставят ловушки на пушного
зверя. Вот так они и живут. И вот период их промысла так называемого, он...
Сама охота, собственно говоря, довольно короткая, всего там несколько месяцев,
там три, скажем, но поскольку обживать надо этот участок, а летом особо не
поработаешь там, потому что гнус и комары, есть такое вот - ранняя осень и
такая весенняя еще, когда уже охота закрыта, но они все равно продолжают там
работать, вот это строить по насту, благодаря насту они передвигаются, чтобы не
пропасть в снег глубокий. Вот такая промысловая жизнь. Вот
Вернер Херцог сделал как раз киноверсию.
Долин: Да, я помню, что на Московском
фестивале это представлялось в рамках небольшой ретроспективы Вернера Херцога,
он приезжал, и это представлялось как фильм двух режиссеров - Херцог и Васюков.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью