Интервью Валерия Гай Германика: я не рассчитывала на победы
Персоны
Валерия Гай Германика получила на 36-м Московском
международном фестивале сразу три приза. История любви учительницы к художнику
одних восхитила, других возмутила, но мало кого оставила равнодушным. На
следующий день после фестиваля картина вышла в сверхкороткий прокат всего в
нескольких кинотеатрах, чтобы успеть до 1 июля, дня вступления в силу закона о
запрете нецензурной лексики в искусстве. За три дня в прокате фильм собрал миллион
рублей. О работе над фильмом и о ситуации в современном российском
кинематографе культурный обозреватель Антон Долин беседовал с Валерией Гай Германикой в эфире радио "Вести ФМ".
Долин:
Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. И сегодня у нас дорогой гость - режиссер
Валерия Гай Германика. Лера, привет.
Германика: Привет.
Долин: Безусловно, радостный повод для
нашей встречи - это то, что на завершившемся Московском кинофестивале, 36-м по
счету, фильму "Да и да" (это был один из двух российских фильмов в
конкурсе, это фильм новый Валерии Гай Германии) дали сразу несколько наград от
основного жюри. Это "Серебряный Георгий" - приз за лучшую режиссуру,
также приз международной критики FIPRESCI. И специальный приз журнала "Коммерсантъ Weekend".
Это уже, конечно, так, на десерт, вроде мелочь, но тоже приятно. Лера, скажи,
для тебя самой это все как-то неожиданный обвал призов, честно скажи, или
все-таки как-то ты шла с расчетом на несколько побед?
Германика: Ну нет, сначала я вообще ни на
что не рассчитывала, а потом, когда начались показы у нас и люди начали как бы
давать обратную связь, я вообще, конечно, в шоке была и подумала, что призы,
наверное, будут какие-то.
Долин: Вообще это, кстати, тоже не
гарантия, потому что может понравиться зрителям...
Германика: Не гарантия, это все очень
субъективно, да, и непонятно, как это работает. Но я не знаю, важно это, ну
FIPRESCI - это круто, наверное. Я так далека от этого стала за шесть лет
вообще, потому что у меня шесть лет не было премьеры, и поэтому я растерялась,
я не знаю, как реагировать на самом деле вообще на это на всё.
Долин: Ну, фильм "Да и да",
говорят, будет иметь самый короткий прокат в истории человечества, что он после
фестиваля на два дня вышел в кинотеатры, а потом его никто не возьмет, потому
что теперь есть закон о запрете нецензурной речи, в частности в кино, а фильм
полон этой нецензурной речи и всяких других вещей, которые у нас сейчас норовят
запретить. Известно тебе что-нибудь об этом, будет ли все-таки у фильма
нормальное прокатное удостоверение и прокат в кинотеатрах? Потому что, судя по
приему его на Московском фестивале, абсолютных аншлагах в залах на всех
показах, в общем, коммерческий успех был бы.
Германика: Ну, вот сейчас у нас прокат
прошел два дня, и везде были полные залы, и люди так многие и не попали, потому
что не успели купить билеты, они были заранее раскуплены. По поводу дальнейшего
проката, ну я не знаю, может быть, закон отменят, а? Нет?
Долин: Мне кажется, на это надеяться, не
стоит рассчитывать.
Германика: Да? Ну ладно. Тогда я за
Интернет. Там вот как-то сейчас делают, там за деньги показывают кино в
Интернете. И я просто хочу, чтобы Федя свои деньги вернул потраченные.
Долин: Федя - это Федор Бондарчук,
который продюсер фильма.
Германика: Да.
Долин: А как вообще с Бондарчуком вас
свела судьба? Потому что, ну понятно, что все мы живем стереотипами, но я знаю,
что для огромного количества людей это был просто какой-то шок. Германика - это
что-то такое дикое, непристойное, девчачье, а Бондарчук - это, значит,
железобетонный "Сталинград", патриотизм. Как вообще получилось, что
вот вы вдвоем на этом проекте встретились? И когда это произошло, на каком
этапе этого проекта?
Германика: По-моему, я просто пришла к
Феде на программу в очередной раз, мы чего-то сидели болтали, и он мне
как-то между записью или после... ну, я говорю: "Вот, мне денег на кино не
дают". Он говорит: "Ну я вам дам..." А потом мы случайно в кафе
"Рагу" встретились у Максима Королева, пообщались, я вот вообще не
помню, как было, и я ему отправила сценарий, и, в общем, каким-то образом с
этим сценарием я встретилась с Рудовским и с Федей, или просто с Рудовским...
И, в общем, они говорят: "Давайте делать кино какое-то там разное, начнем
вот с вашего скромного фильма..." И как-то так получилось, ну и всё, в
общем-то, я вышла в запуск, и всё. И Федю я так и не видела больше.
Долин: Ну да, вот это самое, на самом
деле, интересное для всех. Я думаю, все считают, что если есть продюсер, то он
придет с большими ножницами страшными и будет что-нибудь в фильме обязательно
кастрировать.
Германика: Нет, я его в следующий раз так
же увидела через два года на съемках его программы.
Долин: Ну и как, ему фильм-то нравится
самому? Или он дипломатично молчит?
Германика: Ну, наверное, нравится, да.
Нет, он не молчит. По его мнению, это мой лучший фильм на данный момент, а у
меня их всего два.
Долин: Сериалы мы не считаем?
Германика:
Ну да, сериалы, они же не фильмы.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью