Интервью Художнику необходим дистантный взгляд
Персоны
В Венеции проходит Международная биеннале современного искусства. В разные годы Россию представляли на арт-смотре Илья Кабаков, Андрей Монастырский, Вадим Захаров. В этом году впервые за всю историю существования русского павильона он отдан женщине - работу под названием "Зелёный павильон" показывает художник-концептуалист, лауреат Премии Кандинского Ирина Нахова. Для своего проекта создатели перекрасили здание, построенное Щусевым более ста лет назад, в темно-зеленый цвет, тем самым вернув ему исторический облик. О том, что показывают на биеннале российские участники и как сегодня развивается современное искусство, обозреватель "Вестей ФМ" Григорий Заславский поговорил со своей гостьей - художницей Ириной Наховой.
Заславский: В студии Григорий Заславский. И я с удовольствием представляю сегодняшнего гостя "Вестей ФМ" - это художник Ирина Нахова. В этом году она герой российского павильона в Венеции. Здравствуйте, Ирина.
Нахова: Добрый день, Григорий, здравствуйте. Я очень рада быть здесь.
Заславский: Насколько я понимаю, вы живете на два дома уже давно, это Москва и Америка. Таким образом, естественно, что вы сейчас приехали, чтобы делать здесь вообще? И где вы работаете больше как художник?
Нахова: Я действительно довольно давно живу на два дома, и год от года непонятно - иногда это 50 на 50 по времени, иногда 40 на 60 в процентном отношении. Но в принципе Москва - это мой дом и вот Нью-Джерси, где я живу тоже последние годы, становится такой дачей, как ни странно. Поскольку мы живем недалеко от океана, я всегда шучу, что дом у меня в Москве, а дача на океане, в Нью-Джерси. Но довольно далеко эти места друг от друга, и с каждым годом становится все труднее и труднее адаптироваться, акклиматизироваться. Поскольку я мотаюсь туда-сюда довольно часто, иногда, вот в прошлом году, я посчитала, это было раз семь - перелет через океан туда-обратно, что довольно физически становится тяжело.
Заславский: Но интересно, что вы назвали Нью-Джерси дачей, а не мастерской. Для меня в связи с этим интересно, где вы больше работаете как художник и где вы больше работаете. Ну, грубо говоря, оказавшись в Нью-Джерси, вам интереснее и проще думать с такой вот пространственной дистанции о российскомматериале, а наоборот здесь что-то такое понимать в том, что происходит там, и, может быть, ваши работы больше посвящены тому. Или творчество вообще абсолютно русское?
Нахова: Я считаю, что каждый художник вообще должен иметь возможность взгляда с некоторой дистанции. Тогда с расстояния, как когда-то говорилось, что большое видится издалека, и поэтому такой дистантный взгляд вообще на всё - это художественный взгляд, это взгляд некотоой рефлексии. Потом, конечно, это замечательно, что можно со стороны видеть несколько культур. И мне кажется, что это для художника это просто необходимо. Я работаю больше в Нью-Джерси, как ни странно, но, конечно, Москва - это мой дом, и то, что происходит здесь, в большей степени, я думаю, меня питает, поскольку все мои друзья здесь. Хотя очень многие находятся на разных континентах, в разных странах, но все равно я показываю, и мой зритель больше здесь, чем в Америке, скажем так.
Заславский: Про венецианский павильон, конечно, мне хотелось бы с вами поговорить. Когда несколько лет тому назад впервые павильон весь решили отдать одному художнику, и это был Монастырский и соответственно его группа "Коллективные действия", я, честно говоря, был в совершенно естественных сомнениях, я думал: ну как, "Коллективные действия", ну что там показывается? Понятно, что и видео-то почти не сохранилось, соответственно показывают фотографии, какие-то документации, вот то, что касается записей, воспоминаний, дат: тогда-то выехали в Подмосковье, прошли по заснеженной, так сказать, пустыне и вышли к какому-то лозунгу. И мне казалось, что это будет абсолютно не понятно. А когда же я приехал в Венецию, вдруг обнаружилось, что именно в тот год российский павильон, как, может быть, ну не скажу никогда ранее, но именно в этот год российский павильон оказался, что называется, в тренде, и такого рода документации присутствовали и в других павильонах. И это было не повторение, а это было именно какое-то вот точное попадание в нерв дня. И московские концептуалисты, к которым, к младо-концептуалистам, вы принадлежите, вдруг оказались не то что востребованы, но очень контекстуальными, очень понятными авторами.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью