Картинка

Интервью Конфессиональный фактор – основной в конфликте Саудовской Аравии и Ирана

13 января 2016, 14:05

Персоны

Нашла коса на камень: как ухудшение отношений между Саудовской Аравией и Ираном скажется на всей ближневосточной политике? Помешает ли противостояние Эр-Рияда и Тегерана решению сирийской проблемы? Тему "Вести ФМ" обсудили с директором Центра партнерства цивилизаций МГИМО Вениамином Поповым и востоковедом, членом экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдаром Касаевым

Бадьева: Будем говорить в этом часе о ситуации на Ближнем Востоке. Я хочу представить наших гостей. Это Вениамин Попов, директор Центра партнерства цивилизаций МГИМО. Вениамин Викторович, здравствуйте! И Эльдар Касаев – востоковед и член экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России. Эльдар, и вам добрый день!

Итак, последние новости, которые пришли с Ближнего Востока: иранские власти освободили американских моряков, которые нарушили границу с Ираном в Персидском заливе. Я напомню, что ранее стало известно, что два катера ВМС США были задержаны иранской стороной в территориальных водах Ирана, правда, впоследствии иранские военные заявили, что катера США вошли в территориальные воды Ирана, не имея каких-либо враждебных намерений, у них просто случилась поломка. Но, тем не менее, все эти новости очень важны на фоне обострения отношений Ирана и Саудовской Аравии, оно длится уже неделю. Глобальное обострение длится уже давно, а вышло оно уже на более резкий уровень в последнюю неделю. Здесь очень разные оценки, начиная от того, чем это закончится, и заканчивая тем, что является причиной того, что сейчас происходит. Как вы считаете, Вениамин Викторович, почему это все сейчас произошло? В свете того, что с Ирана санкции сняли и так далее.

Попов: Там целый ряд причин есть. Конечно, саудовцам не позавидуешь сейчас, они в очень сложном положении, потому что они считают Иран самым главным своим соперником не только в зоне Персидского залива, не только в шиитско-суннитском противостоянии, но и, прежде всего, в борьбе за лидерство в исламском мире. И поэтому, когда было достигнуто соглашение об иранской ядерной программе, то саудовцы расценили это, прежде всего... Были упреки в сторону Соединенных Штатов, своего основного союзника, как предательство расценили практически. Потому что, как они посчитали, снятие санкций с Ирана и выход Ирана и иранской нефти, и усиление Ирана – это шаг, который для них очень неприятен, мягко говоря. И поэтому саудовские газеты так ругают Соединенные Штаты сейчас, как никто другой.

Но не только в этом, конечно, причина, там целый ряд причин. Почему именно сейчас? Знаете, все-таки, вероятней всего целый ряд причин, которые привели к тому, что именно сейчас они пошли на этот шаг. У них сложное положение действительно. Это падение цен на нефть, и у них дефицит бюджета в этом году значительный, сократились на 100 миллиардов их золотовалютные резервы, хотя они большие, подчеркну, больше, чем у нас. Тем не менее, для них это серьезный шаг. В марте прошлого года они начали войну в Йемене. Для них это очень важно, потому что там усилиями хуситов, это шииты, усилились вот эти шиитские настроения, шиитские позиции. И поэтому они решили, что разгром этого движения хуситского даст им много дополнительных возможностей для укрепления позиции не только в арабском, но и исламском мире. Но, к сожалению, война зашла в тупик. Не знаю, может быть, к счастью. И это дает возможность политического регулирования.

Бадьева: Эльдар, к вам вопрос. Как вы считаете, это - не только противостояние такое между суннитами и шиитами, это же действительно борьба за влияние в регионе, причем и за экономическое, и за политическое, и за военное влияние?

Касаев: Безусловно, но вот сейчас Вениамин Викторович широкими мазками очень четко все описал. Радиослушатели должны понимать эту ситуацию, что все-таки этнический, конфессиональной фактор – основной. И здесь вспоминаем нашего баснописца Крылова: "Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет". Казалось бы, все мусульмане. Конечно, есть еще и христиане, проживающие в регионе, но мы видим эскалацию конфликта сейчас между персами и арабами, между суннитами и шиитами, то есть Саудовской Аравией и Ираном. Здесь пока христиане за скобками, как и другие народности и конфессии, которые проживают в регионе Ближнего и Среднего Востока. Но, безусловно, это главное. А есть еще кирпичики, которые строят стену между той же Саудовской Аравией и Ираном. Безусловно, это экономические интересы.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация