Картинка

Интервью Системе рейтингов "большой тройки" пока нет альтернативы

21 марта 2016, 19:07

Персоны

Западные рейтинговые агентства сворачивают работу в России и пугают понижением рейтинга. Гости в студии "Вестей ФМ"Сергей Хестанов, доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС и Виктор Четвериков, гендиректор Национального рейтингового агентства. Ведущий – Павел Анисимов.

Международные рейтинговые агентства вновь взялись за Россию. В конце прошлой недели дочерняя компания агентства Moody's отозвала все рейтинги по национальной шкале. Тогда агентство S&P оставило рейтинги России на верхней ступени спекулятивного уровня, то есть покупать не надо наши бумаги, с негативным прогнозом. По мнению некоторых экспертов, отзыв рейтингов - это такой политический ход, связанный с наметившимися успехами России, хотя официально мотивировка та, что по новому закону оценивать российские компании и банки по национальной шкале могут только российские юридические лица, а не филиалы зарубежных компаний и агентств. Это сделано для того, чтобы рейтинги не выставлялись или отзывались по геополитическим соображениям. Ну, если по-прежнему рулит политика, тогда зачем все эти рейтинги вместе с их составителями? Этот вопрос я задаю нашим гостям. На мой взгляд, отношения России с международными рейтинговыми агентствами сегодня развивается в таких двух параллельных реалиях. С одной стороны, агентства продолжают выставлять рейтинги, наше правительство реагирует, либо не реагирует, как-то комментирует их, но, правда, вот в условиях антироссийских санкций всё больше это рейтингование международное оно теряет смысл. И вторая плоскость - это приближение момента, когда международные агентства должны определиться со своей деятельностью в России, то есть либо создать полноценные российские юридические лица, либо уходить. Вот Moody's сделало свой выбор. А вообще, вот что для российских компаний означает аннулирование рейтингов по национальной шкале?

Четвериков: В принципе, как сказать, наверно, это для них особо не несёт никакого определённого риска. Дело в том, что наряду с рейтингами по российской шкале международные рейтинговые агентства присваивали рейтинги по международной шкале, которые в России всегда являлись основными ключевыми драйверами и использовались там для ломбардного списка ценных бумаг, для различного рода использования компаний и банков при выставлении лимитов, для операций на бирже и так далее. Локальные рейтинги - это такой, скорее, был определённый дополнительный, скажем, бонус, который получали объекты рейтингования, когда они обращались за рейтингом. Он получался наряду с международным рейтингом, но единственный момент заключался в том, что они были платными, так же, как и западные аналоги.

Анисимов: Ну, то есть компания либо банк, чтобы получить рейтинг, платила и платит рейтинговому агентству, и тот оценивает кредитоспособность.

Четвериков: За работу, по сути. Оплачивает работу.

Анисимов: Сергей Александрович, а для чего вообще нужны эти рейтинги?

Хестанов: Прежде всего нужно отметить, почему многие компании стремились получить рейтинги именно международных агентств. Дело в том, что без малого 15 лет и крупные российские банки и даже часть средних, и крупные компании небанковского сектора предпочитали занимать на Западе. Причин тому много, главная причина в том, что процентная ставка годами на Западе была гораздо ниже, чем у нас. Кроме того, сроки кредитов, на большой срок привлечь гораздо легче там. И в результате выросло без малого поколение банкиров и финансистов небанковских компаний, которые привыкли к этому. Естественно, для того чтобы привлечь западные деньги, необходимо было иметь рейтинг того агентства, который является признаваемым на Западе. А на Западе уже много лет сложилась такая вот, наверное, правильнее сказать, олигополия трёх крупнейших агентств, которые на жаргоне называются "большая тройка". Интересно, что вот эта олигополия вызывала определённое недовольство многих стран, кстати говоря, и европейских, и Китай недоволен этим. Но опять-таки, всё-таки хорошо это или плохо, но инвесторы, держатели больших капиталов традиционно привыкли, вот просто привыкли ориентироваться на эту "большую тройку", поэтому вот 15 лет эта система и доминировала. Соответственно, первый удар эта система получила в 2008 году, когда многие эмитенты, которые обладали рейтингом Triple А, то есть, соответственно, наивысший, самый высший рейтинг, оказались на грани банкротства. Это вызвало большое возмущение, многие критиковали рейтинг вообще как инструмент оценки кредитоспособности, но, опять-таки, хорошо это или плохо, лучшего инструмента пока ещё рынки не изобрели. Не знаю, может, в далёком будущем это и произойдёт, но если и произойдёт, то в настолько далёком будущем, что сейчас об этом просто рано рассуждать.

 

 

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация