Интервью Кража газа и электричества - норма быта у цыган
Персоны
Фильм "Бремя цыган". Гость - спецкор телеканала "Россия" Борис Соболев.
Ведущий "Вестей ФМ" - Александр Андреев.
Андреев: У нас в студии - специальный корреспондент телеканала "Россия" Борис Соболев. Борис, добрый день!
Соболев: Добрый день!
Андреев: Ваш фильм "Бремя цыган" выходит сегодня на канале "Россия" после 11 часов вечера по московскому времени. Понятно, от чего вы отталкиваетесь - от событий, которые произошли в Тульской области, где было противостояние газовиков с одной стороны и цыган, которые там живут, с другой. Прежде всего, какой вы увидели ситуацию на месте?
Соболев: Это стало информационным поводом, скажем так, для выхода фильма. Сам фильм снимался полтора года, и мы побывали в десятках таборов, в том числе и заграничных, пообщались, наверно, с полусотней самых разных представителей этого замечательного этноса. Должен сказать, что то, что произошло под Тулой в плехановском таборе, это совершенно обычная история. По какой-то причине бывает, что иногда какая-то новость выстреливает, а совершенно аналогичные события остаются на уровне провинциальных газет. Вот здесь почему-то она выстрелила. Может быть, потому что ОМОНа было чуть больше, чем обычно.
Мы показываем вообще в фильме странный уклад этих национальных поселений, не только под Тулой, повсеместно. И не только в России. Кража, в частности, электричества и газа - это норма быта в этих сообществах. И человек, который там себя ведёт иначе, - белая ворона. Он не может быть в таборе. Я, может быть, говорю какие-то странные вещи, может быть, не вполне политкорректно, но так выглядит жизнь этих людей. Ну, что поделаешь.
Андреев: А это у нас так происходит или и в других таборах, в других странах тоже?
Соболев: Нет. Это совершенно повсеместное явление, поскольку, я повторюсь, мы почти два года потратили на эту историю. Мы были в Румынии, в Словакии, в Финляндии и так далее. Всюду всё одно и то же. Это, понимаете ли, родовые черты этноса, и сколько бы мы ни говорили о равенстве народов, я всё-таки склонен говорить о равноправии, никакого равенства в данном случае быть, простите, не может. И это особый уклад, который они несут тысячелетиями.
Что говорить, если, например, мы были в румынских таборах, где есть улица воров, улица жестянщиков и улица музыкантов. Вот если сын вора захотел стать жестянщиком или кем угодно ещё, продавцом лотерейных билетов, условно, этот человек больше не войдёт в отцовский дом. Он проклят. Если сын музыканта, вот его дед играл на флейте, прадед играл на флейте и прапрапрапра в каком-нибудь XII веке играл на флейте, не зная ни единой ноты, вот если он сейчас перестанет играть на флейте, он домой может не возвращаться. И когда начинаешь пытаться постичь удивительный дух этого народа, они объясняют: "Ну, поймите, у нас нет и никогда не было государства. У нас нет и никогда не было своего бога".
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью