Интервью "Царицыно": вектор развития

24 апреля 2016, 18:17

Персоны

Экс-директор "Царицыно" Наталья Самойленко через полтора месяца после отставки вернулась в музей-заповедник в должности руководителя Департамента развития и творческих проектов. Подробнее об этом и о "Царицыне" культурный обозреватель Григорий Заславский беседовал с Натальей Самойленко и руководителем музея-заповедника Елизаветой Фокиной в эфире радио "Вести ФМ".

Заславский: В студии Григорий Заславский, добрый день. Я с удовольствием представляю в студии "Вестей ФМ" нового руководителя музея "Царицыно" Елизавету Борисовну Фокину. Здравствуйте.

Фокина: Здравствуйте.

Заславский: И экс-директора "Царицыно" Наталью Самойленко. Здравствуйте, Наталья Юрьевна.

Самойленко: Добрый день.

Заславский: Насколько я понимаю, вы впервые пришли в нашу студию в новом качестве. Я так понимаю, что в России и в Москве такого не бывает, чтобы было два директора, но все обратили внимание, что когда назначена была директором Елизавета Фокина, то вы в первом же интервью сказали о том, что для вас очень важно будет в том или ином качестве вернуть и продолжить сотрудничество в "Царицыне" с Натальей Самойленко. Что в итоге произошло, и на что пошел в данном случае, на какие эксперименты кадровый столичный Департамент культуры?

Фокина: Сложный вопрос в отношении экспериментов. На сегодняшний день - да, я действительно являюсь генеральным директором, и у меня есть возможность, как у любого директора учреждения, решать те или иные кадровые вопросы внутри моих полномочий. Поэтому действительно, как мы говорили изначально и в момент тоже объявления меня как директора, я говорила о том, что мы продолжим сотрудничество с Натальей Юрьевной, будем думать, в каком качестве и как это будет формально названо. И буквально вчера мы достигли соглашения и возможности, с одной стороны, публично предъявить, с другой стороны - описать тот блок работ, который может быть дальше уже в партнерстве реализован на территории музея "Царицыно". Я очень рассчитываю (и думаю, сейчас Наталья Юрьевна об этом скажет), что она возглавит департамент развития и творческих проектов и одновременно научно-методический совет при музее, который существовал до этого, но он сейчас будет работать в новом проектном качестве. И я очень рассчитываю, что вот наше сотрудничество как раз сейчас будет продолжаться в подобном ключе.

Заславский: Расскажите теперь вы, Наталья Юрьевна, как все это было. И главное - что будет.

Самойленко: Все случилось достаточно просто. После того как я была уволена, мне довольно скоро предложили должность в Российской государственной библиотеке, где я сейчас и являюсь заместителем генерального директора по внешним связям и выставочной работе. И это на самом деле такой серьезный и очень большой блок, поскольку под моим руководством сейчас находятся все специальные фонды библиотеки, то есть вся вот эта богатейшая музейная составляющая библиотеки - это и отдел рукописей, и отдел редких книг, и отдел Востока, и вот отдел диссертаций и газет. То есть это действительно огромный такой комплекс чрезвычайно ценных экспонатов, вещей, которые находятся в собрании библиотеки. При этом у библиотеки есть большое желание начать это все предъявлять гораздо более активно, чем было раньше. Готовится к запуску специальный выставочный зал внутри библиотеки, это так называемый Ивановский зал, который заставит нас вспомнить о существовании Румянцевского музея. Ну и вот в эту работу я уже включилась. Поэтому вернуться в "Царицыно" я после того, что произошло, честно говоря, и не предполагала в полном, так сказать, объеме.

Мне кажется, что ну вот в департаменте, так сказать, появилась довольно правильная мысль о разделении функций - на функцию управленческую (поскольку "Царицыно" - это огромная, вообще-то говоря, организация, куда входят большие парковые зоны, это действительно очень серьезное хозяйство, это такой совершенно разноплановый, так сказать музей) и некую художественную составляющую. Это, разумеется, все достаточно условно, потому что вот я Елизавету Борисовну знаю много лет, я знаю ее как человека креативного, творческого, и понимаю, что хотя она как управленец, современный управленец (я вот просто боюсь произносить это страшное слово, которое так не любит народ, "эффективный менеджер"), вероятно, в каких-то вещах гораздо сильнее меня, ну просто потому, что у нее есть экономические знания, которых у меня нет и которые я скорее интуитивно приобретала. Но я веду к тому, что Елизавете Борисовне, вероятно, так сказать, в этих рамках чисто экономических будет тесно, и у нее явно будет свой взгляд и на истории, связанные с концертной деятельностью, с развитием образовательных программ в "Царицыно", то есть тоже на творческие процессы. Но то, что касается меня, я хорошо понимаю, что для того, чтобы "Царицыно" могло развиваться вот по тому намеченному в нашей концепции направлению, которое связывает все-таки этот исторический комплекс с родным XVIII веком, для того, чтобы "Царицыно" могло существовать как полноценный музей, необходимы действительно еще и специальные знания, которыми я обладаю, и которые я могу там передавать постепенно, скажем так. 

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация