Интервью Лихтерман: предмета для спора о пользе и вреде гомеопатии я не вижу
Персоны
В РАН гомеопатию признали лженаукой. Гость – профессор кафедры истории медицины МГМУ им. Сеченова, доктор медицинских наук Болеслав Лихтерман.
Ведущий – Александр Андреев.
Андреев: Будем говорить, наверное, понятно многим слушателям о чем – о гомеопатии. Она в России признана лженаукой, правда, признана еще не до конца. Это мнение Российской Академии наук, а если быть еще точнее, Комиссии по борьбе с лженаукой при Президиуме Российской Академии наук. У Минздрава – другое мнение. И, собственно, у Всемирной организации здравоохранения мнение тоже немного отличается.
Болеслав Леонидович выступает в качестве человека, который поддерживает точку зрения Российской Академии наук. А вот того, кто поддерживал бы гомеопатию, в студии нет. Поэтому мне придется отчасти играть такую роль и оппонировать нашему гостю.
Прежде всего, форма, в которой было все объявлено, – меморандум – что это такое? Это некий результат научного исследования или это просто мнение ученых, которые входят в Комиссию по борьбе с лженаукой? На чем оснваны их выводы?
Лихтерман: Я думаю, чтобы ответить на этот вопрос, достаточно зайти на сайт Комиссии по борьбе с лженаукой – там очень подробно все обосновано. Помимо текста меморандума там есть приложения к нему, которые на ваш вопрос отвечают. В частности, существует очень много литературы, которая аргументирует ту точку зрения, с которой выступили авторы меморандума. Собственно, здесь предмета для спора я особого не вижу.
Андреев: То есть это выводы, основанные на неких научных статьях, на которые они и ссылаются?
Лихтерман: Да, там обобщен довольно большой массив литературы, и из этих многолетних исследований делается вывод, который довольно однозначен.
Андреев: Минздрав говорит, что в России зафиксировано сейчас почти полторы тысячи гомеопатических препаратов. Все они прошли процедуру проверки качества, эффективности и безопасности. А Комиссия каким-то образом исследовала эти гомеопатические препараты, делала какую-то выборку для того, чтобы говорить, что они неэффективны?
Лихтерман: Дело в том, что сейчас мы живем в эпоху так называемой доказательной медицины. И для того, чтобы судить об эффективности препаратов, нужно проводить клинические испытания. Их еще у нас стыдливо называют "клиническими исследованиями". И только тогда, когда проводятся испытания, причем это испытание в идеале должно быть плацебо-контролируемым: когда одна группа получает препараты, а другая получает пустышку. Только тогда мы можем говорить о том, что препарат эффективен. Так что никто не подвергает сомнению безопасность гомеопатических препаратов. Действительно, если вы будете принимать просто таблетки из сахара, если сахара не очень много – это тоже безопасно. Речь идет именно об эффективности.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью