Интервью Уголовное наказание защищает от домашнего насилия
Персоны
Сенатор Елена Мизулина разработала и внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий отмену уголовного наказания за семейные побои. К чему это приведёт? Гости - директор Кризисного центра помощи женщинам и детям Наталья Завьялова и адвокат, доктор юридических наук, лидер движения "За права женщин России" Людмила Айвар.
Ведущая "Вестей ФМ" - Наталья Мамедова.
Мамедова: Наша тема - насилие в семье. В обществе новый всплеск обсуждений и внимания к этой теме. Дело в том, что член Совета Федерации Елена Мизулина разработала и внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий отмену уголовного наказания за семейные побои. Напомню, по мнению сенатора, абсурдно то, что по закону поведение членов семьи является более общественно-опасным, чем поведение постороннего человека, нанесшего побои на улице. Мизулина считает, что "такие нормы лишь легализуют ювенальную юстицию, то есть необоснованное вторжение в семейные дела". Как видите, мы пригласили в студию тех, кто не только ориентируется в ситуации, но знает и конкретные примеры и цифры и весь комплекс проблем, включая причины их возникновения.
Давайте начнём с какого общего комментария. Наталья, вы как встретили, с каким чувством предложение Мизулиной?
Завьялова: Я не могу сказать, что положительно к этому отношусь, потому что я конкретно работают с той проблемой в нашем Кризисном центре помощи женщинам и детям. 25% убийств в России происходит именно на почве домашнего насилия, именно в семье.
Мамедова: Внутри.
Завьялова: Да. И сегодня наша семья не защищена, будь то женщина, будь то ребенок, а есть моменты и даже со стороны мужчины. А поскольку мы работаем с Главным управлением МВД России по городу Москве, у нас есть статистика. Только за 2014 год в 3,5 раза увеличилось число зарегистрированных преступлений, совершенных на бытовой почве.
Мамедова: И это только верхушка айсберга.
Завьялова: Это только верхушка. А учитывая, что всё это происходит на бытовой почве в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, наши женщины не защищены. Мало того, 40% женщин страдает именно в семье от своих мужей. 13% - от бывшего супруга, а есть ещё статистика, где 7% пожилых женщин страдают от насилия со стороны своих детей.
Мамедова: Давайте, чтобы всем было понятно. Если совершён акт насилия внутри семьи, и есть вред здоровью, травма, то это одна тема. А ведь огромное количество случаев, когда женщину избили, и видимых следов нет. Вот это, наверно, один из самых сложных моментов, и я нашим радиослушателям напомню, что сейчас, если это доказать, можно получить срок до 2 лет. Или крупный штраф. Если предложение было о том, чтобы перевести всю систему в административную плоскость, утвердят, то тогда эти люди практически...
Завьялова: Остаются безнаказанными. На самом деле действительно проблема в том, что у нас нет закона о профилактике семейно-бытового насилия, и сегодня то, что внесли поправку в Уголовный кодекс, для женщин, которые пострадали от своих обидчиков, действительно спасение, если она это докажет. Вы правы, всё происходит за закрытыми дверями, и полиция, как правило, приезжает, когда уже есть звоночек. Вы дверь закрыли, и если женщина своего обидчика в полицию не сдала, они прекрасно знают, что дальше там будет всё продолжаться на глазах детей. Поэтому нужно ещё и менталитет наших женщин, российских, менять.
Мамедова: Мы обязательно обсудим это сегодня. Но я бы хотела, чтобы сейчас Людмила высказалась, что называется, переходит микрофон к юристу. Сложно всё доказать? Вот в чём главная трудность?
Айвар: Ну, сложно доказать... и было сложно доказать, теперь сложнее будет доказать, потому что, в общем-то, перешло в разряд административных наказаний. Смотрите, есть у нас разные виды вреда, которые причиняются незаконными действиями: средние, тяжкие, лёгкие, есть побои. То, что вы сейчас сказали, их практически не видно.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью