Интервью Творческие вузы: что поменялось?
Персоны
Как меняется
образование в творческих вузах? Об этом культурный обозреватель Григорий
Заславский беседовал с экс-ректором Литературного института
имени Горького Сергеем Есиным в эфире радио "Вести
ФМ".
Заславский:
В студии Григорий Заславский, добрый день. Закончилась очередная приемная
кампания в высшие ученые заведения. И поговорить о том, как все это происходит
при нынешних меняющихся образовательных стандартах в творческих вузах, я
пригласил сегодня в студию "Вестей ФМ" профессора, экс-ректора
Литературного института имени Горького Сергея Есина, писателя. Здравствуйте,
Сергей Николаевич.
Есин:
Здравствуйте, Гриша. Вы так, как всегда, хорошо все упаковываете и
характеризуете. Но вы ведь тоже, как говорится, человек непостоянный в нашей
творческой действительности. И с моей стороны у меня тоже есть к вам вопрос как
к ректору самого большого творческого вуза страны - то, что раньше называлось
ГИТИСом, Институт театрального искусства.
Заславский:
И сейчас тоже называется. Да, торговую марку решили оставить.
Есин:
Ну, вы знаете, хорошая торговая марка не меняется. Ну что, прошла сессия. Мы, в
общем-то, еще последний список того, кого мы берем, кого мы не берем, еще не
утрясен. Потому что, вот вы знаете, сейчас наши студенты всегда могут подавать
в пять вузов, и этого мы коснемся. Но сейчас самая большая боль от всего того,
что произошло, это тенденция, которая позволяет у нас сокращать заочное
образование. Я, конечно, понимаю отчетливо, что врач заочного или вечернего
образования - ну это полуврач. Я прекрасно понимаю, что есть некоторые сомнения
о том, когда этим занимается там инженер или химик, где нужно еще огромное
количество лабораторных навыков. Ну, вы сами все понимаете.
Заславский:
Ну да, дома лучше не устраивать лабораторию, да.
Есин:
Ну вот. Но я вот о чем думаю. Значит, у нас в прошлом году и позапрошлые годы,
значит, всегда было от 60 до 80 студентов-заочников. В этом году у нас 20 мест.
Как я по этому поводу размышляю?
Заславский:
Да, и мы понимаем прекрасно, что Минобрнауки ведет такую последовательную
работу просто по ликвидации заочного образования. И в ГИТИСе тоже это большая
проблема, кстати.
Есин:
А вот сейчас мы сравним, что интересно для вас, что интересно для меня. Хотя
должен вам сказать вообще, что я, конечно, тоскую, что я в свое время... Я ведь
тоже заочник, я закончил Московский государственный университет вообще. Правда,
закончил с рекомендацией в аспирантуру, но докторскую защитил там через 30 лет,
не тогда, когда, так сказать, от меня что-то ждали, а когда она созрела во мне,
когда мне, чтобы защитить ее, надо было сложить целый ряд моих теоретических
работ и все прочее. Так вот, заочное образование. Я ведь отчетливо понимаю, что
любой творческий вуз - это не обязательно выпуск звезд первой величины.
Понимаете, мы, когда из института выпускаем там, скажем, курс - то, что мы
называем литературных работников, то из этих литературных работников три-четыре
человека остаются в большой литературе. Но ведь культура-то работает не только
при помощи звезд. Я ведь что думаю? Кто шел на заочное отделение? Люди, которые
поздно спохватились относительно призвания.
Заславский:
А у писателей, у режиссеров это совершенно естественно.
Есин:
Естественно, это возраст.
Заславский:
Да, потому что мировоззренческие профессии такие.
Есин: Да, да, совершенно верно. Но есть и еще один
момент. Может быть, он не станет большим писателем, но человек, получивший
заочное образование... Ведь кто ведет эти бесконечные литературные кружки по
всей стране, кто ведет театральные и литературные студии? Вот эти самые
заочники. Кто оценивает вообще начинающих писателей где-нибудь в районных
газетах? Это вот те люди, которые прошли, с одной стороны, ваш вуз, а с другой
стороны - прошли нашли вуз. И в этом смысле меня это безумно беспокоит,
понимаете? Потому что, так сказать, я чувствую какое-то обмеление вообще в
России, в том числе и обмеление людей, которые сейчас приходят к нам в вузы. Вы
понимаете, да?
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью