Интервью Нужно ли приучать любить классику
Персоны
Классическая музыка и современный зритель - нужно ли приучать слушателей к классике и в чем отличие музыкального образования в России, Европе и Америке.
Заславский: В студии Григорий Заславский. И я с удовольствием представляю нашего сегодняшнего гостя - это скрипач и мировая звезда Вадим Репин. Здравствуйте, Вадим.
Репин: Добрый день.
Заславский: Скажите, пожалуйста, вы вот что считаете работой? Что вообще считается у скрипача работой - это концерт, или когда вы разучиваете какое-то новое произведение, или что?
Репин: Знаете, это очень масштабный вопрос. Потому что в принципе, когда находишься на концертном турне и знаешь, что на следующий день концерт с определенной программой, то, безусловно, наверное, главная работа идет перед концертом. Тем не менее, находясь на сцене, столько всего происходит, столько неожиданных, с одной стороны, порывов, с другой стороны - каких-то, может быть, новых, скажем, решений или идей от партнеров, когда нужно быть, в общем-то, прекрасных ансамблистом, умение вести диалог музыкальный. И что важнее - мне даже трудно было бы ответить.
Заславский: Что рабочее.
Репин: Да, что более рабочее, да. Но на сцене, безусловно, адреналин и удовольствие, и какие-то предвкушения, они собой, я бы сказал, затмевают вещи, которые можно назвать ремеслом.
Заславский: У вас только что прошел день рождения, хороший такой, красивый. И вот из подарков что интересного?
Репин: Ой, даже не знаю. Наверное, самый главный подарок - это то, что эти дни у меня были свободные, и я мог оказаться в любой точке планеты, и выбрал Москву - там, где мы всей семьей смогли мой день рождения отметить.
Заславский: А подарки?
Репин: Ой, ну масса подарков.
Заславский: Страдивари никто не подарил?
Репин: Вы знаете, потрясающий подарок сделала моя дочка, она мне такую картину нарисовала... Ей пять лет, моей Анечке, и у нее прекрасная, такая очень сильная тяга к рисованию. Видимо, фамилия обязывает в чем-то...
Заславский: Но тогда она должна, знаете, маслом так это размашисто - вжик, вжик...
Репин: Да, вы знаете, там потрясающее подводное царство и города, и, в общем, фантазия...
Заславский: Значит, уже "Садко"... На "Садко" водили?
Репин: Я думаю, что все будет в порядке, да. Поэтому из таких... Ну и потом, конечно, материальные подарки. Какие? Это были замечательные подарки...
Заславский: Скажите, а вот вы сейчас пришли на интервью со скрипкой. Вообще скрипачи не выпускают из рук свои инструменты, когда это не только дорогой (ну и, наверное, здесь цена важна, разумеется), но не только то, что это там несколько миллионов, я уж не знаю...
Репин: Вы знаете, дело в том, что сейчас я к вам с репетиции, у меня была репетиция, поэтому уже по долгу службы инструмент - это необходимый атрибут сегодняшнего дня.
Заславский: Но нет такого, что если вы без инструмента, вы как без рук, знаете, как голый вышли?
Репин: Бывают такие ощущения, особенно это во сне бывает, когда вот понимаешь, что забыл инструмент где-то и не можешь его найти, вот скорее во сне. А так... ну, это дело привычки, мне посчастливилось, я действительно, вы знаете, с благословения сверху играл на самых потрясающих инструментах с 12-летнего возраста и, в общем, к этому уже привык - к факту того, что в руках находится что-то очень ценное. А с другой стороны, эти скрипки, они настолько знамениты и неповторимы, что красть их не имеет никакого смысла. То есть, украв такой инструмент, в общем-то, его даже продать невозможно, потому что первый же мало-мальски понимающий человек в этом деле сразу поймет, что это за инструмент, и, в общем-то, понятно будет, что это краденый.
Заславский: Скажите, а у вас бывает такое, что вы берете в руки ну вроде бы знаменитую скрипку, там, я уж не знаю, Страдивари, Гварнери, Амати, а она не звучит в ваших руках? Были ли такие вот нескладывающиеся отношения с инструментами?
Репин: Должен сказать, что каждый инструмент - это своего рода персоналити, то есть как личность, и к каждой скрипке, безусловно, нужен какой-то свой подход в плане прикосновения, в плане извлечения звука.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью