Интервью Клинтон по-человечески жаль

9 ноября 2016, 18:35

Персоны

Итоги выборов в США подводим в эфире "Вестей ФМ" с американистом, старшим научным сотрудником Института мировой экономики и международных отношений РАН, кандидатом политических наук Викторией Журавлевой

Бадьева: Знаете, Госдума сегодня аплодировала новости избрании Трампа. Ваши эмоции какими были?

Журавлёва: Смешанными. С одной стороны я понимаю шок, который испытывают американцы и который не скрывают средства массовой информации американские. Я наблюдала, начиная с 4 часов ночи, весь процесс подсчёта, и как накатывала эта волна: сначала они ожидали, что будет Хиллари Клинтон, и был такой подъём эмоциональный, радость, потом вдруг началось отчаяние. Прям вот чувствовалась волна отчаяния. И, в общем, это понятно, потому что в условиях того информационного прессинга, в котором Хиллари Клинтон представлялась как абсолютно точно будущий президент США, вдруг это как... как ведро холодной воды на них вылили совершенно неожиданно. С другой стороны я не считаю, что это прям как-то совсем уж неожиданно было. Потому что, на мой взгляд, это отражает полностью весь ход кампании. В течение всей кампании разрыв между ними был два, три, четыре процента, максимум...

Бадьева: Ну, иногда пять и чуть больше.

Журавлёва: Ну, бывало. Бывали недели, когда опережала его, вот после последних дебатов она его опережала аж на 9%, и тогда все как раз заговорили, что теперь точно всё - победит Хиллари Клинтон. Но вообще разрыв был минимальный, то есть это вот... ну, мог быть просто ошибочный результат опроса. И разрыв, который мог привести к любому исходу абсолютно. Поэтому я, например, ждала до последнего, что может быть и тот и другой. Поэтому я не могу сказать, что я была удивлена. У него были такие же шансы, как у неё, на победу.

Бадьева: Всё-таки опросы... Вы недаром же сказали, что все там, вся пресса американская действительно была в шоке. Потому что ведь, согласитесь, опросы в последние даже дни, когда популярность Хиллари падала, говорили о том, что всё равно Хиллари. И вдруг Трамп. Почему так ошиблись все?

Журавлёва: А мне не кажется, что ошиблись! Мне кажется, что это вопросы интерпретации опросов. Потому что если мы с вами посмотрим внимательно на опросы, ну, что: у неё было 49, у него - 44. И что? Каким образом это говорит, что она точно выиграет? Это ни о чём не говорит! Потому что есть ещё 10%, которые не определились, как минимум, и никто не знает, за кого они будут голосовать. Вот они пришли и проголосовали за Трампа. И почему это надо было исключать? Мне кажется, что просто было... Я считаю, что это во многом результат именно информационного давления. И в итоге не ожидал ни электорат, ни пресса. То есть настолько передавили, создавая образ победителя уже заранее, что даже опросы интерпретировались в её пользу. Хотя если их интерпретировать объективно, то есть не с точки зрения того, за кого ты голосуешь, или за кого ты болеешь, а с точки зрения исследователя и эксперта, с точки зрения исследователя и эксперта эти опросы не говорили о том, что она точно победит.

Бадьева: Да. Ведь говорили о том, что Хиллари настолько была уверена в победе, она готовила победную речь, и когда выяснилось, что речь-то не пригодится, именно поэтому она не вышла на публику. Она была настолько растеряна, что даже не знала, о чём говорить.

Журавлёва: Ну, на самом деле её жалко.

Бадьева: Кстати, об этом...

Журавлёва: Вот чисто по-человечески, её конечно жалко, потому что она явно шла всю жизнь к этому.

 

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация