Интервью Родченко – это мультимедиа художник

10 декабря 2016, 19:17

Персоны

Кто для нас Александр Родченко.

Долин:  Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. И сегодня мы говорим о персонаже очень важном в истории, ну хочется сказать отечественного искусства, а на самом деле не только искусства, не только дизайна, не только фотографии, но и просто в нашей истории. Речь идет об Александре Родченко. И у нас, собственно говоря, совпадение, практически совпадение двух дат – это 125 лет со дня рождения и это 60 лет со дня смерти. Александр Родченко – человек, которому посвящена огромная выставка в Мультимедиа Арт Музее. И сегодня руководительница этого музея и куратор выставки, искусствовед Ольга Свиблова у нас в гостях. Ольга, здравствуйте.

Свиблова: Здравствуйте.

Долин: Давайте начнем с определения того, кто и что Родченко. Я думаю, что наши слушатели довольно легко представляют в своем сознании какие-то образы, связанные с именами Кандинского или Малевича, или Петрова-Водкина, или даже Филонова, есть какие-то совершенно конкретные определенные образы. Родченко был настолько многолик и разнообразен, его было так много, и даже если ты сегодня заходишь, условно говоря, в основную коллекцию Третьяковки на Крымском валу, там тоже совсем разный Родченко, там есть и "Рабочий клуб", и есть фотографии, и есть какие-то коллажи – разное-разное-разное. Вот кто такой этот Родченко? И как правильно определять его, если одним словом? Он все-таки художник? Он кто?

Свиблова: Конечно, когда мы говорим Петров-Водкин, у нас всплывают определенные образы.

Долин: Ну, "Красный конь", например.

Свиблова: "Красный конь". Но если мы говорим Родченко, то у всех всплывает в памяти "Девушка с лейкой" или знаменитая лестница, снятая в таком ракурсе, вот во дворе, где жил Родченко, что люди это точно помнят, или портрет Маяковского, и все великие портреты Маяковского – это Александр Родченко. Или женщина, которая идет вот по этой наклонной лестнице и несет ребенка. Кстати сказать, очень похожа эта лестница на эйзенштейновский фильм "Броненосец "Потемкин". И мы не случайно открыли к нашему 20-летию две экспозиции – это Александр Родченко "Опыты для будущего" и Эйзенштейн "Монтаж аттракционов", потому что два художника очень связаны друг с другом, я потом к этому вернусь. Но выставка, которую мы сейчас открыли к юбилею со дня рождения Александра Родченко, и к 20-летию нашего музея. Тут, конечно, все нас знают как Московский дом фотографии на Остоженке, 16. Но когда мы, въехав в новое после реконструкции помещение, взяли еще бренд Мультимедиа Арт Музей, это очень точное название, потому что именно о таком музее мечтал Родченко. И на ваш вопрос, кто такой Родченко, я бы, если использовать современную терминологию, сказала: Родченко – это мультимедиа художник. Потому что вот то, что мы показываем сейчас на выставке, это его живопись, абсолютно гениальная. Причем выбирали мы специально живопись в основном 18-19-й год, это момент максимального творческого соревнования Родченко и Малевича, который дает фантастический результат у Александра Родченко. И отношения довольно накаленные, надо понимать, это молодые, я не боюсь сказать мальчишки, им всем в этот момент, ну посмотрите, 18-й год, Родченко родился соответственно…

Долин: В 91-м…

Свиблова: В 91-м, да. Это молодые люди, и они, конечно, состязаются, они ищут новые направления, они ищут новые названия. Малевич нашел слово "супрематизм", Родченко ищет "беспредметники", потом находят другие слова. И они должны быть вместе выставлены на выставке в 18-м году. Малевич не рассказывает, что он будет показывать, но ходят слухи, что он готовит что-то "белое на белом". И Родченко, как ответ Чемберлену, создает два гениальных шедевра, это просто невероятно, и мы подводим людей к этим двум шедеврам – "Черное на черном". И это действительно гениальная живопись. И, конечно, мир больше знает Родченко как фотографа.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация