Интервью Музей Петра Кончаловского: идея назрела давно
Персоны
Когда появится музей Петра Кончаловского? Насколько это своевременно? Что в нем будет представлено? Как возникла идея создания музея? Об этом и многом другом кинообозреватель Антон Долин беседовал с директором Фонда Петра Кончаловского Александром Коновым в эфире радио "Вести ФМ".
Долин: Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. И сегодня наша тема - это музей, но музей необычный, музей, которого еще нету. Но он должен появиться обязательно, появится он через некоторое время. Сейчас мы будем об этом говорить с человеком, который является инициатором, собственно говоря, этой идеи. Речь идет о музее замечательного художника Петра Кончаловского. И директор фонда и предположительно директор музея, который появится, Александр Конов сегодня у нас в гостях. Александр, здравствуйте.
Конов: Здравствуйте.
Долин: Давайте начнем с логичного вопроса: откуда возникла идея музея Петра Кончаловского? Все-таки это художник, очень хорошо представленный, даже вот у нас в Москве. И когда ты приходишь, по-моему, в лучший из московских музеев - Третьяковку на Крымском валу, там практически целый зал ему посвящен. Там очень много "Бубнового валета", много о нем рассказано, ну и выставки проходят тоже достаточно часто и всегда при большом стечении народа. Откуда и как возникла вот эта вот идея отдельного музея?
Конов: Вообще говоря, идея создания музея давно уже стояла перед нами, перед собственно Фондом Петра Кончаловского. Буквально два слова расскажу о фонде, чтобы понять, как это все происходило. Фонд создавался, Фонд Петра Кончаловского создавался в 2005 году, уже больше десяти лет он работает, и мы проводили достаточно много мероприятий по сохранению наследия, культурного наследия художника. И провели ряд достаточно больших выставок - это Третьяковская галерея, в Русском музее проводили большую конференцию "Россия и "Глобальный эффект Сезанна", тоже посвященную так или иначе знакомству западных искусствоведов с русским авангардом и с Петром Кончаловским.
Также мы защищаем наследие Петра Кончаловского от подделок, это тоже очень важная и серьезная работа. Практически Фонд Петра Кончаловского реализовал все свои задуманные идеи и проекты, за исключением вот как раз музея. И вот сейчас настало время, как мы считаем, подойти вплотную к реализации этого проекта. Собственно, мастерская Петра Кончаловского - это очень такое известное место в Москве, и она располагается в доме №10 по Большой Садовой. Вообще это очень такой известный дом, это буквально там за Театром Сатиры, там очень много интересных мест, и очень много имен связано с этим домом. Там находится сейчас Музей Булгакова, даже точнее два музея Булгакова, всем известные, наверное.
Там, в этом доме, очень много и других знаменательных мест, дат, связанных с этим домом, с жильцами этого дома. Дом очень интересный, он является памятником истории архитектуры Москвы. Построен он был очень давно, где-то больше уже века назад, в 1903 году он был построен, принадлежал владельцу фабрики "Дукат". И в этом доме (он был создан как доходный дом) жило очень много интересных людей в свое время. Так, например, Петр Кончаловский в этом доме появился в 1912 году первый раз, появился он там со своей семьей, они начали снимать там квартиру и мастерскую. Жил тогда он собственно со своей женой Ольгой Васильевной Суриковой и с сыном и дочерью - Михаилом и Натальей. Даже в то время уже дом начал наполняться вот этой аурой знаменитостей, я бы так сказал. Суриков, Василий Суриков, значит, соответственно отец жены Кончаловского, жил в этом доме около двух лет. Он уже был достаточно пожилой человек, скончался он в 1916 году.
Жили они на пятом этаже, и, по рассказам очевидцев, он вынужден был выходить на улицу, очень долго поднимался по лестнице, швейцар ставил ему там табуретку, и так далее, и так далее, есть много таких легенд и историй. Ну это вот собственно начало этой истории. Потом, после окончания Первой мировой войны, где собственно Петр Кончаловский принимал активное участие, он там собственно служил в армии в это время, и после возвращения уже с полей Первой мировой к 1917 году он как раз переезжает в мастерскую №40. Точнее, семья его живет там в квартире № 24, а мастерская, ему предоставляют мастерскую № 40. Вот об этой квартире сейчас речь-то собственно и пойдет, об этой мастерской.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью