Картинка

Интервью "Созвездие Апшерона": азербайджанская живопись

18 февраля 2017, 19:05

Персоны

Что представляет собой азербайджанская живопись второй половины XX века? Об этом культурный обозреватель Антон Долин беседовал с научным сотрудником, хранителем Фонда живописи республик в Третьяковкой галерее Ольгой Полянской в эфире радио "Вести ФМ".

ДОЛИН: Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. И сегодня мы будем говорить об азербайджанской живописи. Повод для нашего разговора – это выставка под названием "Созвездие Апшерона". Это выставка азербайджанской живописи 60-80-х годов. И об этом мы будем говорить с куратором выставки – научным сотрудником, хранителем Фонда живописи республик в Третьяковке Ольгой Полянской. Ольга, здравствуйте.

ПОЛЯНСКАЯ: Здравствуйте.

ДОЛИН: Давайте начнем с самого начала. Название "Созвездие Апшерона"  - что это значит, и кто это такой, этот самый Апшерон?

ПОЛЯНСКАЯ: Ну, созвездие – да. Предполагается, что на выставке представлены художники – художники-звезды, наверное, которые представляют азербайджанскую живопись второй половины ХХ века наиболее ярко, значительно. А Апшерон подразумевает в данном случае место, где все эти художники либо родились, либо обязательно жили, работали или продолжают жить и работать. А вместе с тем  это собирательный образ, совершенно уникальное место в Азербайджане, который для многих художников стал символом родины, во всяком случае для всех тех, кто экспонируется на нашей выставке. Апшерон – это образ родины, это образ прародины, это история Азербайджана, это его особенности и его, я не знаю, апшеронский характер, наверное. Ну и в конце концов, да – это вот то место, где они живут и работают, и где они находят для себя вдохновение.

ДОЛИН: Скажите, когда эта выставка формировалась, каким-то образом естественно лег этот пасьянс, вот именно этих живописцев (а речь идет о 60-80-х годах)? И для начала, прежде чем мы будем конкретно говорить о конкретных художниках, насколько этот период что-то значит, 60-80-е? Это просто то, что есть в собственном хранении Третьяковки? Это какой-то особо продуктивный период в истории азербайджанского искусства? Почему, с чем это связано?

ПОЛЯНСКАЯ: Ну, я начну с предыстории. Третьяковская галерея – это уже не тот музей, который был завещан нам Павлом Михайловичем Третьяковым. Современная Третьяковская галерея – это и шедевры древнерусской иконописи, это русская реалистическая живопись, которую все очень хорошо знают и все очень любят. Это блистательная коллекция авангарда – та самая, которая экспонируется в залах на Крымском валу.

ДОЛИН: Я думаю, она из лучших в мире.

ПОЛЯНСКАЯ: Одна из лучших в мире, совершенно верно. И это в том числе уникальная и единственная в России коллекция национальных художественных школ. Она собиралась в советский период, когда собственно концепция музея, созданного Третьяковым, стала меняться. Это началось в конце 20-х годов, когда Третьяковская галерея стала постепенно превращаться в музей многонационального советского искусства.

ДОЛИН: А скажите вообще (я думаю, что для наших слушателей это всё совершенно терра инкогнито), а как к Третьяковке относились молодые советские власти, когда ну немножко начала уже заканчиваться гражданская, и стало время заняться искусством и на это всё посмотреть? Все-таки был уже болезненный момент переноса столицы в Москву из Петербурга. Там был Русский музей и был Эрмитаж, у нас была коллекция Третьяковки. А как вообще вот эти, ну не знаю, течения власти и силы в этих областях определялись, и как начали заново формироваться коллекции тогда, когда и сам взгляд на искусство, очевидно, тоже менялся?

ПОЛЯНСКАЯ: Полагаю, что не без труда это происходило.

ДОЛИН: Наверняка.

ПОЛЯНСКАЯ: Это достаточно сложный процесс. Но что касается национального искусства, все-таки процесс собирания активизировался после Второй мировой войны, после Великой Отечественной войны, когда собственно уже завершился процесс национально-государственного устройства.

ДОЛИН: То есть с 50-х где-то?

ПОЛЯНСКАЯ: Да.

Полностью слушайте в аудиофайле.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация