Интервью Александр Митта о судьбе и творчестве
Персоны
Режиссер, сценарист, писатель Александр Митта о творчестве, идеях, своих учителях и многом другом.
ДОЛИН: Здравствуйте, у микрофона Антон Долин. И сегодня у нас прекрасный повод поговорить с замечательным человеком, который, конечно, неоднократно в нашей студии бывал, ну вот и снова он здесь. Это прекрасный режиссер, ну а также сценарист, писатель Александр Митта. Александр Наумович, здравствуйте.
МИТТА: Здравствуйте.
ДОЛИН: Ну, наш повод – это то, что 28 марта Александру Наумовичу 84 года. И давайте начнем вот с какого вопроса. Мы понемножечку, конечно, к вашим знаменитым фильмам, по которым вас знает вся страна, и не только она, перейдем. Но вот начиная с сегодняшнего дня, вот сегодня в своем актуальном 84-летнем, но очень, как мы видим, бодром и жизнерадостном состоянии, чем вы заняты? Некоторое время уже назад вышел ваш фильм "Шагал - Малевич". И вот с того момента, я знаю, что вы периодически преподаете (не знаю, преподаете ли в этот момент). Готовите ли вы какое-то кино, занимаетесь ли вы чем-то еще, связанным с какими-то творческими новыми проектами?
МИТТА: Ну, связан, конечно. Чего-то такое всегда начинать-то проще, чем заканчивать.
ДОЛИН: Это когда как.
МИТТА: То есть начинаю много, а заканчиваю… Пока притормозил. "Шагал – Малевич" не встретился со зрителями, совсем проката не было.
ДОЛИН: Очень маленький был прокат.
МИТТА: Ну это ситуация очевидная, сегодня на прокат надо потратить денег больше, чем вернешь, почти наверняка. Поэтому кому же охота?
ДОЛИН: Ну, хорошо. А дальше, а теперь?
МИТТА: А дальше, так сказать, у меня такой хороший мистический триллер лежит с устрашающим названием "Демон любви и смерти".
ДОЛИН: Звучит внушительно.
МИТТА: Да. Но вот со всеми приколами, которые для этого дела нужны, с мистикой, с фантастикой, не такими как бы обычными поворотами, но я решил: пусть лежит.
ДОЛИН: Это ваш сценарий прямо?
МИТТА: Да, это мой сценарий, я его написал. Но опять же, надо остановить всё остальное на пару лет. А что получится в итоге по части контакта со зрителями – всё очень неуверенно.
ДОЛИН: Хорошо. А вы сказали, что вы еще над какими-то книгами работаете.
МИТТА: Да. А вот с книжками работать – это нормально. Сейчас сочиняю книгу для детей примерно от 8-ми способных и от 10-ти любых, чтобы они с мамами вместе сочиняли сценарии, чтобы это как-то семью сближало. И для материала беру сказки – русские, Андерсена. Очень хорошая, плотная очень драматургия всегда в сказках. У меня был учитель принципиальный Александр Лукич Птушко, гениальный режиссер, великий режиссер.
ДОЛИН: Гениальный.
МИТТА: Забытый совершенно, никем, так сказать, не прославленный.
ДОЛИН: Я, я его поклонник, обожаю его!
МИТТА: И я тоже его поклонник. Он меня очень просил: занимайся сказками, я вот ухожу, никому не оставлю. Но мы же хотели все социальное кино делать тогда, "Друг мой Колька" там и так далее. Это был, так сказать, прорыв в социальную жизнь. Жалко. Если бы я тогда поумнел пораньше, было бы гораздо лучше, и мне то же самое.
ДОЛИН: А вы знаете, что ранние фильмы Птушко, они изучаются, но, конечно, не во всех вузах, но во многих западных вузах наравне буквально с Дзигой Вертовым и Эйзенштейном. Имеются в виду, конечно, две картины – прежде всего "Золотой ключик" и "Новый Гулливер", которые были абсолютно революционные для своего времени, что в 30-х годах такое было сделано, с точки зрения даже не только спецэффектов и совмещения игрового с анимационным, но и с точки зрения просто как бы сюжетосложения, того, как оно живет всё на экране. Он в этом отношении был такой один. И потом, конечно, и позже его ценили. Вы говорите, что там сказки где-то не ценили. Между прочим, он получал за "Каменный цветок" то ли в Каннах, то ли в Венеции (не помню сейчас) приз серьезный.
МИТТА: Да, да, да.
ДОЛИН: И его "Илья Муромец" произвел тоже колоссальное впечатление на Западе.
МИТТА: Да вообще все его фильмы производили сильное впечатление повсюду, кроме Советского Союза, где ему как бы разрешали, ну и слава богу, ну и радуйся, так сказать. Вот. Но, правда, там все-таки на уровне этих мастеров, там была, конечно, борьба. Сергей Аполлинарьевич Герасимов никому не позволял приближаться к своему трону, к своему месту.
Слушайте в аудиофайле!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью