Домашняя академия Что войдёт в школьный курс астрономии?
Персоны
Программу ведут Алла Волохина и Константин Корольков.
Минобразования объявило о возвращении в школьный курс астрономии на правах отдельного предмета со следующего учебного года. Какой должна быть программа по этому предмету, обсуждаем с научным директором Московского планетария Фаиной Рублевой. По телефону на связи со студией учитель физики и астрономии Анатолий Максименко, который ведёт уроки астрономии, ездит с телескопами и мобильной обсерваторией по сельским школам.
За те 26 лет с 1991 года, как перестали астрономию преподавать в школах, произошло очень много открытий в астрофизике. Нужны какие-то новые учебники, видимо?
Ф. Рублевой: Я хочу Вас немного поправить. В 1990-ые годы обязательным этот предмет не стал, но он по выбору ещё долгое время в школах присутствовал. И только где-то в 2008 году его отменили.
Но он продолжался до последних дней в некоторых школах в Москве.
Ф. Рублевой: В некоторых школах, где есть увлечённые учителя. Там где есть влюблённые в астрономию учителя, дети, конечно, будут его с удовольствием изучать. Но в большинстве школ этого, конечно, нет.
Как вы считаете, что должно войти в учебники? Мы, конечно, всего не перескажем, но может быть какие-то яркие моменты из свежего, нового чего-то?
Ф. Рублевой: Прежде всего, должна войти классика. Должны даваться базовые знания, потому что без основы ничего сверху мы уже положить не сможем. Это будет бессмысленно и бесполезно. Нужны основы астрономии, астрофизики, сферической астрономии, небесной механики. Только на этой базе можно говорить о каких-то новых открытиях, об открытии гравитационных волн, о чёрных дырах. Все любят об этом говорить, но знание это ни на чём не базируется. Оно поверхностное. Наша задач – построить системную базу, которая даст человеку понимание, как это устроено, где это происходит и почему, а потом уже добавлять сюда какие-то новейшие открытия. Астрономия – это самая активно развивающаяся наука, это флагман современного естествознания. Каждый день происходят какие-то открытия, рождаются новые гипотезы.
Полностью беседу слушайте в аудиофайле.