Личный фактор Директор Пушкинского музея Марина Лошак: теперь у нас улыбается даже охрана
Персоны
Без масок и условностей: директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Марина Лошак рассказывает о себе и своей карьере. В программе "Личный фактор" на радио "Вести FM".
БЫСТРОВ: Всем здравствуйте. Это программа "Личный фактор". Ее ведут Анастасия Борисова.
БОРИСОВА: И Руслан Быстров.
БЫСТРОВ: У нас сегодня директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Марина Лошак. Марина Девовна, здравствуйте.
ЛОШАК: Здравствуйте.
БЫСТРОВ: Вообще, каково это быть хранителем главным такого уникального музея? Вы каждый день видите историю, вы ее трогаете, вы ее чувствуете.
ЛОШАК: Я к этому уже привыкла.
БЫСТРОВ: Правда?
ЛОШАК: Честно говоря, я не ощущаю это так остро, как ощущала в тот момент, когда пришла директором.
БЫСТРОВ: А давайте поподробнее об этом моменте. Когда вы впервые соприкоснулись с этим?
ЛОШАК: Как директор или как посетитель?
БЫСТРОВ: Нет, как вам угодно, какое ваше впечатление было более сильное.
ЛОШАК: А это разные впечатления. Всегда самое сильное впечатление – это детское. И я его помню прекрасно, когда я в первый раз пришла в музей, будучи маленькой девочкой, привезенной в Москву из города Одесса своими родителями. И практически это было первое место, куда меня повели. И музей абсолютно поразил мое воображение, как и всех маленьких девочек и мальчиков, которые приходят к нам в большом количестве и ощущают себя в некоем особом мире, в таком гаррипотеровском пространстве, совершенно необычном, где за каждым углом тебя ждут какие-то странные-странные волшебные вещи. И вот это общее ощущение музея как атмосферы, с этими невероятными скульпторами огромного размера и с этими полами, и вообще со всей этой красотой, и вообще всё вместе – это, конечно, произвело невероятное впечатление. Вряд ли с этим впечатлением какое-то другое может сравниться по остроте и по мощи. Потому что все остальные впечатления, как обычно, они уже более тихие, более сглаженные. Как только мы наполняемся жизнью социума, в котором мы живем, мы немножечко гаснем, в отличие от детей, которые пока еще не погашены той социообщественной информацией, которая в нас живет поневоле. Вот. И второе, конечно, сильное было впечатление, когда я пришла в музей как директор и постепенно привыкала к тому, что я директор этого музея. И это было особое чувство, оно было непростое, в нем было очень много сложных оттенков.
БОРИСОВА: А вот вы говорите: родители первым делом в Москве повели вас в музей.
ЛОШАК: Да.
БОРИСОВА: А кем были ваши родители?
ЛОШАК: У меня были родители, совершенно была прекрасная семья советских интеллигентных людей. Папа был директор завода, мама заведовала лабораторией.
БОРИСОВА: А, ну то есть все-таки не работали в сфере культуры, скажем так.
ЛОШАК: Они не работали в сфере культуры, но так как все люди этого поколения, будучи молодыми родителями, они были люди очень образованные, они читали, знали. У нас была гигантская библиотека, в том числе по искусству. И когда им везло, как-то все-таки удавалось, они довольно много путешествовали за границей, и оттуда привозили только альбомы по искусству, какие-то диафильмы, знаете, которые раньше были, и вообще массу вот всяческой литературы, которая связана с музеями. Но поскольку вообще советский интеллигент был человеком очень культурным, пытался дополучить то, что было недополучено вследствие невозможности видеть в мире много того, к чему мы сейчас привыкли. Поэтому это такая нормальная, совершенно не экстраординарная, нормальная интеллигентская среда любого большого города, она вот влекла за собой все эти вещи.
БЫСТРОВ: А какие у вас обязанности как у директора?
ЛОШАК: Вы знаете, их очень много на самом деле, обязанностей. Их же можно назвать словом "ответственности". Поскольку весь круг обязанностей и ответственностей на самом деле ты формируешь себе сам, их можно ограничить, их можно бесконечно расширять. Ну, мне кажется, что самое главная ответственность директора, особенно директора такого музея, как наш, это поддержание и создание особой атмосферы, которая есть в музее.
Слушайте в аудиофайле!