Домашняя академия Никого не будет дома
Как не платить за коммунальные услуги летом, когда люди уезжают на дачу и в отпуска? Президент подписал указ о сертификации счетчиков.
Гость в студии – эксперт, президент Ассоциации производителей приборов учёта "Новое измерение" Борис Адамович Любецкий.
Зачем нужна сертификация приборов учёта потребления воды
С одной стороны, счётчик воды – сложный прибор, а с другой стороны – это прибор, который измеряет количество потреблённых ресурсов. К настоящему времени "серый" импорт на данном рынке достиг критических значений. Многие счётчики, по показаниям которых граждане оплачивают коммунальные услуги, не соответствуют современным требованиям, которые предъявляются к средствам измерения. Часто их завозят из различных стран. Речь идёт пока только о квартирных счётчиках. Среди квартирных счётчиков большую долю составляет "серый" импорт из Китая и Турции.
Жёсткие стандарты и качественные отечественные счётчики
Сертификация – это путь к жёсткому стандарту. Уже к осени Минпромторг займётся порядком введения сертификации. Ожидается, когда сертификацию введут, исчезнет "серый" импорт.
Сертификация и замена уже стоящих счётчиков
Вполне возможно, что такое произойдёт, только этот процесс будет длительным. Не думаю, что граждане пострадают. Но делом этим надо заниматься, поскольку в Россию сегодня везут бог знает что.
Квартирные счётчики бывают разной точности, они дают разную погрешность. Есть такие счётчики, когда слабую струйку воды открываешь, то она может течь целый день, можно набрать даже целую ванну воды, а счётчик ничего не показывает, колёсико не крутится.
В России требования к погрешностям водных счётчиков довольно высокие. И есть такие счётчики, которые могут фиксировать каждую каплю.
Русские рубли должен считать российский счётчик
Сейчас выявить, какой это счётчик, невозможно. Любой может завтра стать предпринимателем, поехать в Китай, купить там какую-то модель счётчика, организовать затем в России отвёрточную сборку, когда нужно будет прикрутить к нему всего лишь несколько деталей, и этот счётчик будет уже считаться российским. В процессе сертификации будет происходить проверка заявленных характеристик счётчиков, будут проводиться испытания, после чего уже можно будет сказать, что это действительно российский счётчик или на сколько процентов он вообще российский.
Новый порядок перерасчёта квартплаты в связи с отсутствием пользователя дома
Раньше, когда человек уезжал из дома на срок не более, чем на шесть месяцев, ему нужно было предоставить подтверждающие документы, что он действительно отсутствовал дома.
Есть точно установленный перечень, что нужно предоставлять. Это копия командировочного удостоверения или справка о командировке с места работы; справка о нахождении на лечении в стационаре; проездные документы, оформленные на потребителя; счета за проживание в гостинице; справка органов внутренних дел, что человек отбывал срок в местах лишения свободы или у него была регистрация в другом месте проживания; справка организации, которая осуществляет охрану помещения, в котором потребитель временно отсутствовал. Ну и какие-то иные подтверждающие документы, что человек реально в своём жилище отсутствовал. Если человек проживал на даче, то у дачного кооператива или товарищества тоже есть некий орган, который мог выдать требуемую справку. И тогда человеку на этот период сумму оплаты уменьшали. Это было необходимо делать, если у человека не было счётчиков.
Теперь, с 2017 года, порядок перерасчёта будет совершенно другой. Всего этого предоставлять будет не нужно. У каждого потребителя теперь есть счётчик в квартире, который по закону уже обязан стоять. Соответственно, всё будет меряться по счётчику.
Но если у потребителя нет технической возможности установки, во-первых, общедомового, а, во-вторых, квартирного счётчика, и это подтверждено соответствующим актом, тогда для него сохраняется старый порядок. А остальные будут платить по тем показаниям, которые показал их счётчик.
Счётчик накручивает слишком большие показания
Если счётчик бесконтрольно что-то накручивает, то, во-первых, управляющая организация со своей стороны должна сказать, почему счётчик крутится, когда он не должен крутиться. Во-вторых, нужно обратиться к техническому специалисту, который установит вообще прохождение стояка. Может обнаружиться, что счётчик крутит вообще соседняя квартира. Раз вода потребляется, когда владельца счётчика нет дома, значит, кто-то ещё на том же стояке сидит.
Если управляющая компания заявляет, что потребитель врёт и сам потребил эту воду, за которую должен заплатить, то в этом случае нужно уже задавать вопросы данной управляющей компании. Поэтому потребителю следует обратиться в жилищную инспекцию.
Кроме того, в 2016 году утверждён механизм взыскания штрафа в пользу потребителя при оказании коммунальных услуг. С 1 января 2017 года данный механизм в стране должен заработать. При расчёте платы с нарушениями установленного порядка, исполнитель будет обязан выплатить потребителю штраф в размере 50 процентов от излишне начисленной платы не позднее двух месяцев со дня обращения заявителя.
Но пока утверждён только механизм. Его ещё, может быть, никто не применял. Но он разработан и уже вступил в действие. Это, скорее всего, поправка к ст.13 Закона о защите прав потребителей, в которой определено, что есть такой штраф в пользу потребителя, который взимается. Думаю, что сам по себе данный механизм взыскания штрафов ещё не апробирован в судах. Как обычно всё в России получается? Исполнительная власть издаёт нормативные документы и приказы, которые оказываются не всегда качественными. И за неё потом отрабатывают люди в судах.
Поэтому сейчас такому пострадавшему как физическому лицу нужно обратиться в Минстрой за разъяснением. У Минстроя есть сайт, через который можно запросить информацию о том, каков порядок взимания этого штрафа. Далее будет дано разъяснение, которое будет полезно для того региона, в котором заявитель проживает. Вопрос надо задавать про штраф, который введён с 1 января 2017 года: каков порядок его взыскания, к кому надо обращаться, как и куда идти. Пока такой информации нет. Но теперь у потребителя появилась возможность подобным образом наказывать недобросовестного поставщика ресурсов.
Звонки о замене водяных счётчиков с угрозами
Специально разбирался с данным вопросом, поскольку сам живу в Москве и подвергаюсь такому же телефонному обзвону. Я попытался установить, кто звонит. Существует несколько компаний, которые работают подобным образом. Они просто-напросто грубо шантажируют жителей, что якобы к тем придут, насильно что-то будут ставить, что-то делать, а потом жители за это заплатят. И здесь я столкнулся с такой проблемой. Все эти звонильщики живут вообще не в Москве. Их call-центры разбросаны везде по России. На такую работу идут работать в основном приезжие. А руководители этих call-центров незаконно получили данные, которые им слили в основном управляющие компании типа ГБУ "Жилищник". И они часто рядятся под организации, которые близко находятся к руководству Москвы. Даже некоторые фамилии называют. Бирюкова или ещё кого-то. Мне лично звонили, пытались тоже запугивать. Разумеется, расчёт на то, что они попадут на женщин, которые добросовестно стараются платить и т.д.
Как быть, если по телефону требуют заменить счётчик?
Здесь, конечно, нужна воля правительства Москвы, поскольку в столице засилье таких звонильщиков особо сильное. С этой проблемой нужно справляться. Я, например, просто поднимаю трубку и спрашиваю, знают ли на том конце провода, что такое спам? Вы сейчас мне звоните, а это означает, что вы мне посылаете спам, поэтому больше по данному вопросу мне не звоните.
И никогда не надо заказывать у этих людей никаких услуг. Если человеку нужно реально поверить прибор учёта, надо позвонить в какую-то другую организацию.
Управляющая компания отказывается делать перерасчёт
Надо написать короткую жалобу в жилинспекцию. Она есть в каждом субъекте РФ. И жилинспекция разберётся с порядком перерасчёта. В случае если УК не права, то жилинспекция также сможет применить к УК штраф, который введён с 1 января 2017 года.
Качество электроэнергии, которую мы потребляем
Качество воды – это чистая вода или нет. Качество тепла – это горячие трубы отопления или не очень. А качество электроэнергии – это частота и напряжение. В России действует 354-е правило пользования коммунальными услугами, где прописаны штрафные санкции и пени за недопоставку качественной электроэнергии. Для оценки качества поставляемой электроэнергии существуют три показателя. Это бесперебойность (когда свет отрубается), частота и напряжение. Всё это влияет на работу бытовых приборов. Из-за электроэнергии плохого качества выходят из строя дорогие бытовые электроприборы. И таких случаев по стране много. В отдельных регионах идёт просто вал жалоб на качество электроэнергии.
26 января 2017 года были внесены изменения в 354-е правило, и там теперь указан нужный стандарт, по которому можно сейчас уже работать.
Как проверить качество электроэнергии
Порядок проверки таков. Если потребителем электроэнергии является житель, он обращается в управляющую организацию, та должна зарегистрировать в электронном или обычном журнале заявку, и дальше она выходит на проверку качества поставляемой электроэнергии в квартире. Если в квартире плохое качество не подтверждается, она измеряет качество электроэнергии на входе. Существуют хорошие приборы контроля качества электроэнергии. Они бывают переносными и стационарными. Если качество поставляемой электроэнергии на входе в дом плохое, то применяются пени. Это 0,15 в час, на 24 часа плюс умножаем на количество месяцев, получается очень хорошая сумма. Бывает, что за плохое качество электроэнергии можно получить деньги. Это решается путём переговоров с энергоснабжающей организацией. В случае если энергоснабжающая организация не признаёт, что качество на входе плохое, здесь наступает компетенция антимонопольной службы. Предусматриваются за поставку некачественной электроэнергии очень большие штрафы, поэтому энергоснабжающие организации долго спорить не будут. Надо написать жалобу в ФАС.
А по поводу контроля качества электроэнергии, эта тема только-только стала развиваться, потому что лишь недавно появилась возможность вообще измерить качество электроэнергии. Мы сейчас нашли два-три дома, которые с плохим качеством электроэнергии, установили там своё оборудование и хотим пройти весь этот путь в тестовом режиме. Посмотреть, что нам скажет по данному поводу суд.
Как добиться жителю перерасчёта от УК, если та отказала
Первое. Нужно как-то зафиксировать этот отказ. Написать УК какое-то коротенькое письмо, и пусть они по нему не примут меры. А лучше всего сразу обратиться в жилищную инспекцию, описать ситуацию и понудить УК провести перерасчёт. Думаю, что с 2017 года этим нужно заниматься для того, чтобы все эти механизмы заработали. Не надо всё спускать на тормозах.
Меняется ли ментальность работников УК?
Процесс этот идёт, но медленно. Все преобразования и реформы можно было бы за год завершить. А на деле происходит какой-то бег как в замедленной съёмке.
О нормативных документах ЖКХ
Законодательство в сфере ЖКХ касается миллионов людей, практически каждого человека. В нём должны быть наиболее простые, понятные и прозрачные нормы. И с этим уже проблема. Сам президент В. Путин говорил: посмотрите, какие горы документов каждый раз министерства готовят, когда отчитываются. В ЖКХ в этом году принята очередная гора документов. И всё это какие-то новшества. Поэтому законодательство в сфере ЖКХ, конечно, надо совершенствовать. Общество во многом уже потеряло терпение, в том числе и многие эксперты.
24 апреля прошли общественные слушания о причинах неэффективности нормативно-правового регулирования в ЖКХ. Приходил замминистра, который обещал со следующего года прекратить издавать новые тонны документов и начать совершенствовать старые. На самом деле в ЖКХ нет ни одной сферы, которая не была бы обставлена всякими экспертными организациями и консалтинговыми компаниями, потому что путаное законодательство даёт им хлеб. Думаю, в этом и заключается основная причина плохой работы российского ЖКХ, поскольку на путаном законодательстве те же чиновники и зарабатывают.
Совет жалобщикам
Всегда пишите в министерства обращения от физических лиц, поскольку такие письма ставятся на контроль, и тогда обратившийся точно получит ответ. Если писать от имени организации, такое письмо в министерстве могут просто выкинуть.
Отстаивание своих прав в сфере ЖКХ
Если человек обратился в суд, ни один исполнительный орган власти им больше заниматься не будет. Пускай суд и решает. Это другая ветвь власти.
Жилищная инспекция действует от имени исполнительной власти. Она стоит на защите прав и интересов людей. Это та дубина, которая может колотить и вообще расколотить любую управляющую компанию при желании. Другими словами, навести порядок.