Картинка

Интервью Многодетность - это престижно!

12 мая 2017, 19:05

Персоны

Семеро по лавкам: как живут в России многодетные семьи? Понимают ли родители всю степень своей ответственности? Или рассчитывают на помощь государства? О том, как количество перевести в качество, говорим в эфире "Вестей ФМ" с социологом Александром Синельниковым и представителем Объединения многодетных семей Валентиной Титовой. Ведущий - Александр Андреев.

АНДРЕЕВ: Давайте начнем с того, почему именно трое детей, почему семья считается многодетной, если в ней есть три ребенка. Казалось бы, если смотреть относительно в недавнее наше прошлое, трое детей это была норма или даже малодетная семья, сейчас все перевернулось до такой степени, что три ребенка – это уже много.

СИНЕЛЬНИКОВ: Ну, малодетной семью с тремя детьми могли считать разве что в XIX веке. Но многодетной ее стали считать только в конце советского периода, в 70-80-е годы, и, между прочим, именно потому, что тогда таких семей стало уже очень мало, а когда это сравнительно небольшая группа семей, то государство может каждой из этих семей оказать довольно существенную помощь.

АНДРЕЕВ: Валентина Павловна, а с точки рения мамы, трое детей - это много?

ТИТОВА: Я думаю, по мне так нет, не много.

АНДРЕЕВ: То есть вы считаете, что многодетность должна начинаться где-то дальше - с 4-5?

ТИТОВА: Почему, можно и с трех детей. Ну, для меня это мало, три ребенка для меня - это мало.

АНДРЕЕВ: Очень часто, когда родителей спрашивают, почему у них только один ребенок или только двое детей, они говорят, что одного бы поднять, двоих бы поднять, дать образование, обуть, одеть, денег не хватает на все. Но, если мы посмотрим на зарубежный опыт, то мы видим, что чем беднее страна, тем больше в семьях детей и чем лучше обеспечены семьи, тем в них детей меньше, потому что в Европе многодетных очень и очень мало. А если брать, например, Японию, то там вообще проблема с рождаемостью, хотя бы одного ребенка имела семья. Сейчас власти бьются над тем, как изменить ситуацию, потому что Япония начинает стремительно вымирать, молодежь вообще не хочет иметь детей. Насколько эти вещи взаимосвязаны – достаток и число детей в семье?

ТИТОВА: Ну, это, наверное, все-таки зависит от воспитания человека. В России всегда были большие семьи.

АНДРЕЕВ: До какого-то момента.

ТИТОВА: До какого-то момента.

СИНЕЛЬНИКОВ: Довольно давнего. Ну то, что вы говорите насчет Европы, я должен сказать, что семей с тремя и более детьми в большинстве  западно-европейских стран больше, чем в России. Но другое дело, что там одновременно гораздо больше, раза в два больше, чем у нас, и совсем бездетных семей. Притом, что средний уровень рождаемости примерно одинаковый, но у нас это в основном с одним-двумя, а у них и без детей, и с одним-двумя, и с тремя, и более, ну, более разбросанное распределение. То есть неправильно считать, что там совсем уж мало многодетных семей. В принципе, если говорить по среднему уровню рождаемости, то действительно, обычно в более бедных странах рождаемость повыше, чем в более богатых, это правда. И вот считать, что рождаемость поднимется от того, что поднимется жизненный уровень населения, уже давно демография поняла, что это не так.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация