Домашняя академия Новый, но дефектный: как вернуть авто магазину?

17 мая 2017, 12:10

Ведущие программы Алла Волохина и Александр Хабургаев.

Автолюбители, которые неудачно купили бракованную машину, смогут её вернуть продавцу и получить компенсацию, если экспертиза признает, что дефекты у авто неустранимы. Верховный суд принял такое решение.

Гость в студии – сопредседатель Союза потребителей России Антон Недзвецкий.

Автомобиль сдать обратно продавцу просто?

А. Недзвецкий: Машину не так просто сдать, конечно. Это технически сложный товар по сравнению с теми же брюками, например. Но в принципе, если основания, установленные Законом о защите прав потребителей, Гражданским кодексом, присутствуют, то вернуть можно и некачественный автомобиль.

Что такое неустранимые дефекты? Как это понять? Кто это будет устанавливать?

А. Недзвецкий: Согласно 18-й статье Закона РФ "О защите прав потребителей" есть несколько оснований для того, чтобы потребитель получил право отказаться от исполнения договора купли-продажи технически сложного товара, каковым является и автомобиль согласно перечню, установленному постановлением правительства России.

Первое основание – у автомобиля должен быть существенный недостаток. И он должен быть неустранимым. В том числе это может быть и такой недостаток, который выявляется неоднократно, либо проявляется вновь после его устранения, либо на устранение которого требуется несоразмерные расходы или затраты времени.

В положении ГОСТ 15467 "Управление качеством продукции: основные понятия, термины, определения" есть такое понятие как "неустранимый дефект". Он определяется как дефект, устранение которого технически невозможно или экономически нецелесообразно. Эта экономическая нецелесообразность в спорах о защите прав потребителей зачастую становится камнем преткновения. Судебная практика на этот счёт различная. Например, Верховный суд в постановлении пленума № 17 указывает, что такая нецелесообразность следует, когда расходы близки к стоимости товара.

Я говорю сейчас о тех разъяснениях Верховного суда, которые есть в 17-м постановлении пленума Верховного суда, которые обязательны к применению. Это пленум по рассмотрению судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей. Согласно закону оснований для того, чтобы потребитель мог потребовать замены или возврата технически сложного товара, несколько. И это не только неустранимые недостатки.

Судебная практика достаточно субъективна порой. И на это существуют вышестоящие инстанции как раз для того, чтобы проверять законность и обоснованность судебных решений.

Отрадно здесь как раз то, что Верховный суд защищает потребителей в таких ситуациях, когда суды первой инстанции подчас необоснованно отказывают в удовлетворении потребительских исков, считая, что у автомобиля должен иметься какой-то сверхъестественный дефект для того, чтобы человек имел право его вернуть.

Но тут следует оговориться, что неустранимых дефектов практически в машине нет. Но вот когда идёт коррозия кузова автомобиля, которая ещё от вида к виду различается (есть коррозия поверхностная, есть коррозия питтинговая). В конкретном случае, наверное, был самый опасный вид коррозии выявлен в автомобиле, раз эксперты признали дефект неустранимым, потому что перекраской кузова данную проблему было не решить.

Странно, что произошло это только на одном автомобиле

А. Недзвецкий: Это не странно, ведь производственные дефекты образуются на каких-то единичных образцах продукции, потому что где-то в чём-то было допущены отступления от технологии при производстве, где-то произошёл технологический сбой, нарушен был, например, процесс окраски. Или был допущен брак при изготовлении автолиста. Тут проблема может быть и не в покраске, а в качестве металла.

Насколько сложно вернуть купленную новую машину обратно дилеру без решения суда?

А. Недзвецкий: Практика показывает, что в последние несколько лет это сделать стало проще. С тех пор, как реально стал взыскиваться штраф за несоблюдение требования потребителя в добровольном порядке. Союз потребителей долго добивался, чтобы этот штраф был обязательным. В 2000-е годы взыскание данного штрафа производилось на усмотрение суда. Его могли взыскивать, а могли не взыскивать. Суд был вправе это сделать. А сейчас суд этот штраф должен взыскивать в обязательном порядке, хотя, правда, теперь он имеет право его снижать. Но все равно это стимулирует принимать обратно дефектные автомобили.

Если вы возвращаете автомобиль дилеру, отказываетесь исполнять договор купли-продажи, то дилер в порядке регресса вправе обратиться с требованием возместить свои убытки к изготовителю или к импортёру. Компании-производители автомобилей, как правило, находятся за рубежом, в России присутствует генеральный импортёр той или иной иностранной марки, дочерняя компания. Если в России есть сборочное производство, то сейчас ряд производителей автомобилей находятся уже на российской территории. Но все равно большинство иномарок производится за рубежом.

И у потребителя есть право обратиться с требованием не только к продавцу, он может потребовать возврата уплаченной суммы от изготовителя товара или от импортёра, что актуально в отношении иностранных марок.

Поскольку по закону требование выдвигается к одному лицу, потребитель вправе предъявить своё требование кому-то одному из них по своему выбору. Поэтому я всегда рекомендую обращаться со своим требованием не к дилерам, а к импортёрам, если речь идёт об иностранных марках, или к изготовителям, если те находятся на территории РФ. Просто с точки зрения надёжности потенциального ответчика, которым решение, скорее всего, будет исполнено положительно.

Есть ещё другой вариант проблемы. Вы продаёте свой дефектный автомобиль, чтобы мучился другой владелец.

И ещё надо помнить простое правило: если недостаток обнаружен в течение первых 15 дней с момента приобретения автомобиля, его можно вернуть независимо от наличия существенности недостатка. Но об этом надо сразу, в течение 15 дней, заявить в претензионном порядке, что вы требуете вернуть деньги, отказавшись от исполнения договора купли-продажи. Или потребовать замены на качественный товар.

После истечения 15 дней несколько усложняются основания для возврата автомобиля. Должно быть наличие существенного недостатка либо если недостаток не устранён в течение установленных законом сроков, либо в течение 30 дней в каждом году гарантийного срока товар не мог использоваться из-за устранения в нём различных недостатков.

Надо ли в ситуации с уводом автомобиля обращаться в суд?

А. Недзвецкий: Обратиться в суд возможно, потому что увод автомобиля от прямолинейного движения вполне можно расценивать как недостаток. Если это обусловлено не какими-то эксплуатационными факторами, тут может быть масса причин чисто производственного характера, начиная от несоблюдения геометрии деталей кузова и кончая прочими причинами. Но это предмет достаточно сложной автотехнической экспертизы.

Был недавно в моей практике такой процесс, когда человек после покупки жаловался на увод автомобиля вправо. Пытались исправить этот увод многочисленными операциями вплоть до смещения подрамника, делалось это раз десять. В результате у дилера ничего не получилось, и человек обратился в суд. И уже в ходе судебной экспертизы выяснилось, что автомобиль подвергался кузовному ремонту. Удалось доказать, что это происходило до передачи автомобиля по договору купли-продажи. Продан он был как новый, и человеку не сообщили, что автомобиль этот ремонтировался.

К кому обращаться за экспертизой, если человек собрался подавать иск в суд? Надо до суда обращаться к эксперту? Или уже суд сам проведёт назначенную экспертизу?

А. Недзвецкий: Есть досудебный порядок проведения экспертизы. В Законе "О защите прав потребителей" обязанность по проведению экспертизы возложена на дилера, если претензии в течение гарантийного срока возникают. И если дилер не согласен с причиной возникновения недостатка, он должен организовать экспертизу за свой счёт.

Но сразу стоит оговориться, что такая экспертиза подчас недобросовестная. Потому что рынок экспертных услуг достаточно криминализирован, и досудебные экспертизы делаются людьми, которые, мягко говоря, недобросовестно к этому подходят: пишут за деньги то, что им заказывают.

А какова тогда процедура? Ты подаёшь дилеру претензию и ждёшь от него какого-то ответа? Или ты подаёшь претензию и дилеру, и сразу в суд?

А. Недзвецкий: Претензию надо подать тому лицу, которому вы предъявляете требования, будь то дилер или импортёр. Но я всегда советую, если вы занимаетесь таким серьёзным вопросом, как возврат дорогостоящего автомобиля, всё-таки подключать к этому делу технических специалистов. Не только юристов, но ещё и найти технического специалиста, который, прежде всего, разберётся и скажет, правы вы или нет. Скажет ваш технический специалист, потому что доверять специалистам дилера, понятно, не всякий захочет, а понять, стоит ли идти в суд или нет, тоже надо.

А есть юристы, которые на автомобильных делах специализируются?

А. Недзвецкий: Есть, конечно. И с каждым годом их становится всё больше, потому что число автомобилей в России растёт.

Покупка автомобиля – это всегда лотерея. Бывают автомобили удачные, на которых ездишь много лет и горя не знаешь, а бывают такие, даже очень дорогие, которые с первого дня начинают сыпаться...

А. Недзвецкий: Бывают просто неудачные экземпляры даже дорогих именитых марок, которые быстро начинают сыпаться. И такие машины, конечно же, надо возвращать. Закон "О защите прав потребителя" такую возможность даёт, и ею надо пользоваться.

Но все равно большинство автомобилей качественные. Дефектные автомобили – это исключение. И здесь надо пользоваться своими правами, если уж вам так не повезло и достался плохой автомобиль.

Сначала мы обращаемся к какому-то техническому эксперту, который подтверждает, да, у автомобиля есть проблема, на основании которой можно данный автомобиль попробовать вернуть. Дальше подаётся претензия либо импортёру, либо дилеру, кого выберешь…

А. Недзвецкий: Можно всё сделать и в другом порядке. Сначала обратиться с претензией, если его владелец считает, что у автомобиля есть недостаток, отвечающий признакам существенности. Если разговор о первых 15 днях после покупки автомобиля, даже необязательно, чтобы недостаток был существенным. Просто вы видите недостаток в автомобиле. Сначала надо обратиться с претензией, после чего дилер или импортёр, или изготовитель должны организовать проверку качества товара и высказать своё первоначальное мнение, исследовав вашу претензию, что это: производственный дефект или эксплуатационный дефект, ли дефекта нет в принципе, а это просто некая особенность эксплуатации.

Вот если на этом этапе возникает спор, то дальше стоит подключить своего технического специалиста для объективности. А потом уже, возможно, провести экспертизу и т.д. Всё от ситуации зависит.

Насколько законом ответственность дилера вообще учитывается? Похоже, дилеры не боятся никакого бремени ответственности?

А. Недзвецкий: Это тяжёлая тема причин ДТП: техническая неисправность автомобиля как причина ДТП. К сожалению, у нас это происходит с большим трудом, потому что истинные причины ДТП в таких случаях подчас не раскрываются. У меня в практике много таких примеров, когда люди на автомобилях из-за дефекта улетали с трассы, а в первичных документах ДТП это, естественно, не отражалось. И только потом в ходе долгих судебных разбирательств с экспертизой устанавливалось. Как правило, причина, которая указывается сотрудниками ГИБДД, – это "водитель не справился с управлением транспортным средством". А в рамках административного производства такие сложные экспертизы у нас очень редко проводятся.

Есть такая негласная установка, что судьи всегда берут сторону компании-производителя?

А. Недзвецкий: Нет, ни в коем случае. Исходя из статистики, которую публикует Верховный суд, она достаточно радостная. В некоторые годы под 90 процентов исков о защите прав потребителей в отношении некачественных товаров, работ и услуг удовлетворяется. Суды, в общем и целом, поддерживают потребителей, хотя, конечно, не исключены и некие нюансы.

В действительности многие автодилеры имеют большой опыт досудебного урегулирования таких споров. Покупателю надо уметь отстаивать свои права. Почему очень важно с самого начала показать грамотность своего подхода. Такие случаи, как правило, до суда не доходят.

Люди бьются в судах, отстаивая свои законные права, а какую-то компенсацию за моральный ущерб можно истребовать? Или они рады полученному новому автомобилю и всё?

А. Недзвецкий: Прежде, чем получат новый автомобиль, они могут пройти очень много кругов судебных разбирательств. Это может занять даже годы. Конечно, моральный вред взыскивается исходя из факта нарушения прав потребителя. Размеры компенсации различны. Здесь опять же на судейское усмотрение. Если человек не испытал нравственные страдания в какой-то серьёзной степени или не смог этого доказать судье, то размеры компенсации за моральный ущерб, как правило, 10-15-20 тысяч рублей. Иногда присуждаются несколько более высокие суммы. Но это не сотни тысяч и не миллионы.

Но это только моральная компенсация, а ещё же оплата всяких издержек, экспертиз, адвоката?

А. Недзвецкий: Вопрос судебных издержек более понятен, потому что затраты на экспертизы, понесённые в ходе судебного разбирательства, конечно, будут возмещены истцу. Расходы на представителя могут быть возмещены ему в разумных пределах по усмотрению суда.

Но, как правило, все эти судебные расходы, даже если они не в полном объёме будут судом возмещены, покрываются за счёт штрафных санкций, установленных Законом "О защите прав потребителей". Это неустойка за нарушение срока удовлетворения требования потребителя и штраф.

Какова сумма неустойки?

А. Недзвецкий: 1 процент от стоимости товара за каждый просроченный день выполнения требования. И пока будет идти суд, будет начисляться эта неустойка.

100 дней – это уже стоимость товара, а если 200 дней – это значит две стоимости товара? Неустойка может быть дороже, чем сам продукт?

А. Недзвецкий: Не стоит на это покушаться, потому что у суда есть право размер неустойки уменьшить. И, как правило, так оно и происходит в тех случаях, когда она вырастает до 200 процентов от стоимости товара. Конечно, есть прецеденты взыскания неустойки и в полном объёме, так как сейчас, исходя из существующих норм и разъяснений Верховного суда, снижение допускается в исключительных случаях с обязательным указанием мотивов, почему суд пришёл к такому выводу о необходимости уменьшить неустойку. Но бывают разные ситуации и разные судебные решения.

Есть смысл бодаться в суде с известным мировым производителем?

А. Недзвецкий: Смысл есть. Тем более что машина для многих людей – некий предмет и роскоши, и гордости. Многие не видят себя без автомобиля, который становится, можно сказать, членом семьи. Поэтому такие ущемления, когда человек лишается возможности ездить на своей машине, многие воспринимают очень серьёзно и готовы из-за этого судиться и долго судиться.

Если уже возникла такая ситуация, когда машина оказалась некачественной и вы не хотите уже осуществлять очередные попытки её ремонта, или в течение первых 15 дней обнаруживается брак, конечно, надо воспользоваться своим правом.

Единственное, что если вы намерены судиться с дилером или с импортёром, надо понимать, что потребуются первоначальные вложения. Надо будет оплачивать труд технического специалиста, юриста, адвоката. То есть, если вы хотите выиграть, вам придётся потратиться, чтобы грамотно подойти к вопросу.

Сколько нужно будет потратить?

А. Недзвецкий: Расценки на услуги адвокатов я не могу назвать, потому что они сейчас настолько различны. Средняя автотехническая экспертиза может стоить порядка 30-50 тысяч рублей, хотя есть варианты и дороже. В зависимости от квалификации человека, который будет выполнять эту услугу. Услуги адвоката могут быть и 20 тысяч рублей, а могут и 300 тысяч рублей.

Какие недостатки у автомобиля должны подвигнуть человека к обращению в суд? Что это может быть? Из рассказанного понятно, что это, когда у автомобиля руль ведёт вправо, потом краска облетает с кузова автомобиля. Что ещё это может быть?

А. Недзвецкий: Та всё, что угодно. Двигатель может выйти из строя. Коробка передач может выйти из строя. Электронные системы могут отказать у автомобиля. Их такое множество, что вероятность возникновения недостатков там или там достаточно высокая.

Но надо всё-таки исходить из того, что люди у нас разумные, и сдавать новую машину из-за того, что у неё пепельница сломалась, которую можно заменить в течение трёх минут на сервисе, никто не будет.

Полностью программу слушайте в аудиофайле.

Домашняя академия. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация