Домашняя академия Российский йододефицит
Тема: “Минздрав выпустил приказ о том, что можно продавать только йодированную соль. Он находится на согласовании”.
Но в Тверской области этот приказ, по сути, воплощается. То есть, в этом регионе продаётся уже только йодированная соль.
Согласно статистическим данным, до 1,5 миллиона взрослых и до 650 тысяч детей в России страдают от заболевания щитовидной железы.
О том, как в регионе подошли к решению данного вопроса, рассказывает Баканов Константин Борисович, к.м.н., доцент Тверского медицинского университета.
Какова ситуация в йодированной солью в Тверской области? Будет ли введён в стране полный запрет на продажу обычной соли? И правильно ли это?
К. Баканов: Что касается проблемы йодного дефицита, его профилактики с помощью йодированной соли, большинство исследователей и практикующих врачей придерживаются мнения, что это основной способ профилактики. Именно использование йодированной соли.
История данного вопроса очень сложная. Ранее в стране вся соль, которая выпускалась, была йодированной. Потом, в 70-е годы, потихоньку эта программа свернулась, и производство йодированной соли стало уменьшаться, потому что продукт на выходе получался более дорогим. Соответственно, население покупало эту соль менее охотно, отдавая предпочтение обыкновенной, нейодированной соли. В конце концов, подошли к тому, что выпуск нейодированной соли был делимитирован. И, учитывая то, что йодированная соль дороже, население просто перестало использовать её как способ йодной профилактики. В связи с этим, предпринимались попытки ввести решение данной проблемы в определённое русло, в том числе и за счёт тотального использования только йодированной соли.
В действительности данная проблема более сложная. Осуществление профилактики йодного дефицита чисто административным способом при помощи продажи в торговле только йодированной соли имеет свои плюсы и минусы.
В частности, один из аргументов "против" – чисто бытовой. В стране многие люди, как раньше, так и сейчас, продолжают использовать соль в качестве основной добавки к солениям: огурцов, помидоров и т.д. И вот йодированная соль для этого не очень подходит. Поэтому, если полностью прекратить выпуск нейодированной соли, это было бы не очень правильно, потому что люди не смогут больше осуществлять привычную им домашнюю консервацию на зиму.
Более того, достаточно много людей в настоящее время страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями, прежде всего, гипертонической болезнью, когда потребление соли вообще должно быть минимизировано. А если уповать только на йодированную соль в плане профилактики йодного дефицита, то гипертоники просто не получат суточной потребности необходимого йода. Это тоже очень важный момент, который говорит о том, что данную проблему нельзя решить одним каким-то способом.
Как в Твери подходят к вопросу покрытия недостатка йода и что регион может предложить?
К. Баканов: Тверская область – типичный регион центральноевропейской части России, и ситуация с йодным дефицитом в ней принципиальным образом не отличается от других территорий. Единственно, что у нас, может быть, эти исследования проводились в большей степени, чем в других регионах, и, соответственно, больше точек йодного дефицита было выявлено. То есть, диагностика по данной проблеме была проведена на необходимом уровне. Проводились достаточно серьёзные исследования.
Что касается продажи соли, в тверских магазинах продолжает оставаться как йодированная, так и нейодированная соль. Просто нейодированную соль можно встретить в основном в небольших магазинчиках возле дома, где более дорогие товары просто-напросто менее востребованы. Поэтому, если в гипермаркетах в основном преобладает йодированная соль, то в обычных магазинчиках можно купить обычную соль, причём гораздо дешевле.
А правда, что в Твери в продаже даже есть хлеб, при выпекании которого используется именно йодированная соль?
К. Баканов: Да. Дело в том, что профилактика йодного дефицита может проводиться различными способами. В наших исследованиях мы пытались как раз на этом заострить внимание. Причём есть и другие способы йодной профилактики. Например, использование таблетированных средств. Но это требует от человека каких-то дополнительных усилий. Ему нужно помнить о том, что ему нужно принять йодный препарат. Даже если иной раз и больной человек забывает выпить таблетку, то, что говорить о здоровом человеке. Поэтому это будет такая йодная профилактика через раз.
А если это будет продукт ежедневного потребления, почему йодированная соль и является одним из таких приоритетных продуктов, человек будет получать необходимое количество йода каждый день, потому что соль он употребляет ежедневно.
Хлеб тоже является продуктом ежедневного потребления. И как раз йодированный хлеб является одним из серьёзных выходов из положения.
Получается, что каждому гражданину нужно ситуацию с йодом в своём организме держать под контролем: есть у него йододефицит или нет? И, соответственно, знать, надо ему принимать йодосодержащие продукты или они ему противопоказаны? Были ли какие-то акции, которые позволяли бы простым людям разобраться, насколько йод им полезен, нужен и важен?
К. Баканов: Безусловно, такие акции проводились в больших гипермаркетах. Йодированный хлеб выпускался со специальными, привлекающими внимание наклейками. Были акции, связанные с дегустацией этого хлеба, хотя он на вкус ничем не отличается от обычного хлеба. Потребление йода человеком осуществляется в небольших количествах. Это микрограммы. Взрослому человеку нужно порядка 150 мкг в сутки. За всю жизнь человек съедает не более чайной ложки чистого йода.
Да, такие действия проводились, но они не достаточны, на мой взгляд. Это большая проблема. Как считает ВОЗ, ликвидация йодного дефицита станет таким же триумфом здравоохранения, как ликвидация натуральной оспы и полиомиелита.
Полностью программу слушайте в аудиофайле.