Домашняя академия ЕГЭ и ОГЭ: испытание экзаменом
Программу ведут Наталья Стребнева и Константин Корольков.
Тема: "Как не нервничать на экзамене? И что можно, а что нельзя брать с собой на ЕГЭ?"
На связи со студией – школьный психолог Наталья Федоровна Барложецкая.
ОГЭ и ЕГЭ решают в определённом смысле судьбу ребёнка. И сегодня в экзаменах очень много привходящих вещей, которые сбивают ребёнка с толку. Начиная с того, что введена жёсткая система контроля перед экзаменом, вплоть до проверки с металлоискателями, и если ребёнок почешется, его могут выгнать, посчитав, что тот пользуется шпаргалкой. Всё это ужасно действует психологически. Как быть детям и их родителям?
Н. Барложецкая: Различные стрессовые ситуации, с которыми ребёнок будет сталкиваться на экзамене, неизбежны. Единственный способ, как с этим справиться, – стараться не приносить с собой ни шпаргалок, ни телефонов и т.п. Тогда и волноваться по поводу того, что что-то могут найти, обнаружить, просто не будет смысла.
Сейчас, когда уже вся подготовка к экзаменам, в общем, завершена и начался сам процесс экзаменов, пора перенести фокус внимания с баллов, которые необходимо получить, на то, куда потом с этими баллами можно будет пойти дальше. Потому что именно от этого зависит будущее. Судьба не решается в процессе получения этих баллов. И это очень большая ошибка и родителей, и детей, которые так думают.
Баллы – это всего лишь возможность получить, может быть, бесплатное образование, то есть, поступить на бюджетные места или поступить в тот вуз, который был запланирован и является основным для поступления. Но ведь есть ещё возможности поступать и в другие вузы, чего, например, не было в советские времена, когда молодой человек мог выбрать только одно высшее учебное заведение и в него попытать поступить. Сейчас есть и возможность выбора вуза, и даже внутри самого вуза есть возможность выбора факультета. Поэтому очень важно переключить фокус внимания ребёнка с необходимости сдать ЕГЭ с определённым количеством баллов. ЕГЭ – это неизбежность, которую надо пережить как стихийное бедствие. А думать нужно на шаг дальше.
А если кто-то мечтает учиться только в конкретном вузе?
Н. Барложецкая: А вот для того чтобы поступить именно в данный вуз, ребёнку и нужно снизить немного градус волнения. Поможет в этом, например, осознание ребёнком, что у него есть возможность получить то же самое образование, ту же самую специальность в другом месте, если заранее будут дополнительно ещё несколько вариантов, куда ребёнок сможет пойти учиться. Ну, не наберёт он необходимых 190 баллов для поступления именно в данный вуз. Зато он сможет получить ту же самую профессию в каком-то другом вузе. В конце концов, если он будет учиться хорошо, в стране никто не запрещал переводы из одного вуза в другой. Как известно, по баллам поступают в вузы многие, но очень многие потом на первой же сессии и вылетают. Они приезжают из разных мест с хорошими баллами, но первая же сессия показывает, чьи баллы сколько на самом деле стоят.
И вот эти различные варианты будущего тоже можно с ребёнком обсудить, чтобы поступление именно в этот вуз и на этот факультет не стало камнем преткновения, чтобы ребёнок всегда знал, что есть другие варианты и иные способы получения той же самой профессии. Это просто снизит у него градус волнения. А именно это родителям и нужно.
А как подготовить ребёнка к вторжению в его личное пространство, когда его перед экзаменами могут обыскать с помощью металлоискателя и обращаться с ним, по сути, как с преступником?
Н. Барложецкая: Сложно, конечно, сказать однозначно, как подготовить. Но я бы порекомендовала просто предупредить ребёнка, что такое может произойти и что ребёнок должен постараться на это не обращать внимания. И пусть он таким формам контроля перед ЕГЭ не позволит разрушить тот настрой, с которым он идёт на экзамен. По-другому, к сожалению, ничего нельзя сделать. Можно, конечно, сходить в школу, поругаться, но это не повлияет на результат сдачи ЕГЭ вашим ребёнком в итоге.
Родителям очень важно сказать ребёнку, что они его поддержат независимо от того, какой будет результат на ЕГЭ. Ребёнок должен понять, что для родителей важно, чтобы он после ЕГЭ пришёл к ним живым и здоровым. А дальше родители уже вместе с ним будут думать. Сколько сможет ребёнок получить баллов на ЕГЭ, столько и сможет. Родители должны сказать ему, что они видели, как много он занимался, сколько усилий приложил, чтобы подготовиться к ЕГЭ, поэтому вся семья поддержит его в любом случае.
Кстати, здесь очень важно ещё и в семье создать благоприятную обстановку. Очень прошу родителей, если у кого-то день рождения, юбилей или ещё что-то, оградить ребёнка от участия во всех этих празднествах. Ребёнок сейчас – это локомотив, который в течение года заводился, готовился, набирал скорость, много раз проходил пробные тестирования, пытался сдать экзамен сам для себя и т.д. И вот этот локомотив сейчас набрал скорость. Поэтому никаких поездок на дачу, тем более, если ребёнок не хочет, никакого участия в развлечениях. Максимум, что можно, – прогуляться по улице, посидеть на лавочке. Обычно дети, сдающие ЕГЭ, сосредоточены только на одном: им надо сдать ЕГЭ, поэтому не мешайте им, не отвлекайте. Они, приходя с одного экзамена, дают себе возможность передохнуть несколько часов в тот же день, а на следующий день уже садятся за подготовку к другому ЕГЭ. Родители должны не мешать этому локомотиву. Они должны дома максимально поддерживать рабочую обстановку и придавать ребёнку уверенность в том, что, какие бы испытания того ни ждали (могут не разрешить съесть шоколадку, ребёнок попадёт в совершенно не знакомый ему кабинет, там будут стоять металлоискатели), он должен постараться не дать всем им сбить его с того настроя на ЕГЭ, который у него есть.
Перед сдачей ЕГЭ напряжены не только ученики и их родители, но и учителя?
Н. Барложецкая: Они не только напряжены, они оказались в ситуации тотального контроля. На самом деле все мы постепенно привыкаем к тому, что видеокамеры стоят в школах и в кабинетах, и в коридорах. Мы также привыкаем к тому, что мы приходим в школу как в действительно закрытое учреждение, потому что на входе в школы стоят металлоискатели, а проход в школу осуществляется по карточкам. То есть, введена система очень серьёзного контроля за тем, когда учитель пришёл, когда ушёл, чем он занимается внутри школы. Оценивать это с психологической точки зрения можно по-разному. Могу сказать одно: постепенно люди к этому привыкают. Все мы привыкаем к тому, что каждое наше действие является публичным, что на рабочем месте мы не просто личности, а вынуждены соответствовать определённым правилам.
Может быть, нужно как-то прервать эту череду привыканий?
Н. Барложецкая: Когда вводились и устанавливались камеры в школах, говорилось о том, что это делается ради безопасности детей, что это обеспечивает большую прозрачность образования. И здесь мы сразу выходим на другое. С одной стороны, это один из способов сделать образовательную среду более прозрачной, что требует от учителя ущемления каких-то своих личных прав. Здесь уже на одной чаше весов лежит достоинство самого преподавателя, которого теперь каждый урок снимают, его передвижения по школе и каждое его действие снимают. На другой чаше весов в этом случае лежит достоинство ученика, чьи родители беспокоятся за ребёнка и считают, а почему бы и не следить за учителями. Золотая же середина находится где-то между этим.
В чём надо убедить ребёнка и как надо себя вести в последние дни перед ЕГЭ?
Н. Барложецкая: В том, что всё будет хорошо независимо от того, как он сдаст эти экзамены. Предстоящий экзамен – всего лишь экзамен. Возможно, математика ребёнку и не понадобится в жизни, если он будет актёром или художником. А возможно и понадобится, но тогда он придётся её сдать, пересдать, поступить в другой институт и т.п. Всегда есть варианты и иные возможности. Не надо класть баллы ЕГЭ на чашу весов, как нечто решающее для судьбы и жизни ребёнка.
А родителям хочется сказать, что каждый год происходит ряд несчастных случаев после того, как ребёнок не смог сдать ЕГЭ, не соответствовал ожиданиям родителей и т.д. Взрослым нужно подумать, прежде всего, о том, что здоровье их ребёнка важнее, чем любые баллы на экзамене, которые их чадо может им принести или не принести. Окажите ребёнку поддержку и подарите ему свою любовь вместе с собой.
Полностью программу слушайте в аудиофайле.