Домашняя академия Семейный детский сад
Ведущие программы – Наталья Стребнева и Александр Хабургаев.
Репортаж Елены Чумарной о совершенно необычной и уютной форме воспитания маленьких ребят.
Чтобы было понятно слушателям, семейный детский сад – это чей-то дом или чья-то квартира. А я побывала в обычном детском саду, куда семейные детские сады приходят несколько раз в неделю на занятия физкультурой, музыкой и т.д. Там я познакомилась с ними, женщины-родительницы рассказали свои истории. Отмечу, что я увидела очень тёплую семейную атмосферу и очень хорошие отношения между родителями-воспитателями семейных детских садов и сотрудниками детского сада, к которому они прикреплены. Это очень здорово, что есть такие детские сады. Потому что, когда я искала возможность поговорить про семейные детские сады, то обнаружила, что есть проблемы с этим. Есть мамы, которые хотели бы держать семейный детский сад и которые вроде бы его открыли, но им чинят, по их словам, какие-то препятствия, проводят у них неплановые проверки. То есть, ответственные за это структуры якобы хотят их закрыть.
Е. Чумарная: Сегодня во Внуковском детском саду пополнение: три семейных детсада пришли на занятия. Пока многодетные мамы, они же воспитатели, собираются, старший воспитатель рассказала, с чего всё началось.
Первый семейный детский сад здесь открыли в 2008 году. Сейчас к 906-му садику прикреплено три таких. У воспитательниц по 6-8 человек своих детей. Если их дети вырастают из дошкольного возраста, они набирают ещё и чужих. В группе может быть максимум пятеро детей, минимум – трое.
Говорит старший воспитатель Ирина Александрова.
И. Александрова: Семейные детские сады приезжают в 906-й сад два раза в неделю заниматься со специалистами: с педагогом-психологом, инструктором по физкультуре и с музыкальным руководителем. Воспитатели приносят свои планы. Занятия они дома проводят по всем методикам согласно программе. В каждый их приход мы всех их вместе собираем и обсуждаем их работу.
Первая и самая опытная мама-воспитатель – Наталья Иванова. Она считает эту работу дополнительной мерой социальной поддержки многодетных семей. Ведь за обычный садик нужно платить. А кроме того, одевать и обувать детей во что-то новое и модное, чтобы и родители, и малыши не чувствовали себя неловко. Дома же всё проще. Ещё один плюс семейного обучения – индивидуальный подход к каждому.
Все мамы-воспитатели семейных детских садов прошли профессиональную переподготовку, и все они солидарны в главном: им нравится, что их дети – дома, не испытывают стресса в незнакомом месте, с чужими людьми, но при этом получают точно такое же образование, как и другие. Может быть, это и лучше. Ведь одним из главных преимуществ семейных детских садов называют возможность заниматься с каждым ребёнком индивидуально соответственно его режиму дня, самочувствию и желаниям.
Гость в студии – заведующая сектором дошкольного образования московской школы № 41, при которой действует несколько семейных детских садов, Любовь Петровна Корастелина.
Л. Корастелина: На сегодняшний день семейные детские сады являются самым удачным и продуманным проектом, который направлен на поддержку многодетных семей. Сегодня в образовательном комплексе района "Внуково" города Москвы (шесть дошкольных учреждения и три образовательных школы) функционируют уже 9 семейных детских садов, а начинали мы с трёх. У нас накоплен очень хороший опыт работы с такими семьями. Мы понимаем, что это очень востребованная форма работы. Детские семейные сады – это своего рода инновация в сфере образования. Туда, как правило, приходят очень активные семьи, семьи, заинтересованные в развитии детей, так как вся работа в семейных детских садах строится не только благодаря работе мамы как воспитателя семейного сада, но и совместной работе детского сада. У детей есть возможность прийти в детский сад на занятия по плаванию, по физкультуре, мы занимаемся с этими детьми музыкой, дети у нас посещают занятия по лепке и рисованию. ПонятнО, что не каждая мама обладает умением играть на музыкальном инструменте и способностями обучать лепке и рисованию.
Почему тогда другие образовательные комплексы отказывают себе в такой замечательной форме работы с детьми многодетных семей?
Л. Корастелина: Думаю, это не совсем правильное понимание всех положительных сторон такого подхода в решении большой и серьёзной проблемы по воспитанию дошколят. Кому, как не образованию, нужно идти навстречу многодетным семьям.
Что нужно, чтобы такой семейный детский сад открыть?
Л. Корастелина: Открытие семейного детского сада начинается с заявления многодетной мамы, с которым она приходит в образовательную организацию. В Примерном положении об организации и деятельности семейного детского сада чётко определено, что семейный детский сад должен состоять из детей-дошкольного возраста от 2-х месяцев до 7 лет. У многодетной мамы может быть и большее количество детей, но непременное условие – это дети дошкольного возраста до 7 лет.
А сколько может быть максимально деток в таком семейном детском саду?
Л. Корастелина: От трёх и более. Там могут находиться не только родные дети, но и дети из других семей.
Когда дети попадают в детский сад, в этом возрасте из них можно вылепить всё, что захочешь. Поэтому важная задача, которая лежит на детском саду, – это ещё и социализация ребёнка. То есть, этим должны заниматься профессионалы, воспитателя дошкольного образования надо готовить…
Л. Корастелина: Однозначно надо. Мы стараемся, чтобы все мамы, которые являются штатными работниками – воспитателями семейных детских садов, получили педагогическое образование. Для этого существуют различные формы переподготовки и курсов для них. В том числе мы с ними плотно работаем в ходе внутренней работы. Во время проведения "круглых столов", других методических мероприятий мы рассказываем им, как нужно воспитывать детей, как их развивать, какие методы можно использовать для воспитания.
Полностью программу слушайте в аудиофайле.