Интервью КНДР придерживается теории взаимного сдерживания
Персоны
Санкции против КНДР и другие новости из Азии Сергей Корнеевский обсуждает в эфире "Вестей ФМ" с руководителем Центра азиатской стратегии Института экономики РАН, профессором МГИМО Георгием Толораей.
КОРНЕЕВСКИЙ: Например, уже в США даже говорят, что если МБР будут нацелены на Соединённые Штаты, начнётся американо-корейская война. То есть действительно всерьёз говорят о том, что может быть военное вмешательство.
ТОЛОРАЯ: Вы знаете, я бы так легкомысленно не относился к северокорейской ядерной и ракетной программе. Они, в общем, действительно удивили специалистов, удивили мир темпами развития, во всяком случае, ракетной техники в последние несколько лет. Ведь за период, пока Ким Чен Ын находится у власти, они произвели более 80 ракетных испытаний, большинство их них успешные. То есть если сравнивать с темпами развития ракетной отрасли, которые и СССР и США прошли на ранних этапах своего противоборства, ну, и потом Китай, другие страны, то темпы у северокорейцев, как говорят специалисты, может быть даже выше.
КОРНЕЕВСКИЙ: Но они не первопроходцы.
ТОЛОРАЯ: Они не первопроходцы. Есть предположения, что может быть всё-таки им кто-то помогает, во всяком случае, интеллектуально. В 90-е годы всё пытались кивать на наших ракетчиков, которые, якобы, там…
КОРНЕЕВСКИЙ: Целыми лабораториями, говорят…
ТОЛОРАЯ: Да, были наняты. Ну, один эпизод такой действительно был, но это удалось достаточно быстро пресечь. А вот где и что делают, скажем, из Украины ракетчики, я вот не поручусь. Или может быть ещё их каких-то других точек на глобусе. В общем, так или иначе, результат тот, что северокорейское ракетостроение шагнуло очень далеко вперёд. И по оценкам специалистов вот то, что сейчас они запускают, это, в общем-то, прототип межконтинентальной баллистической ракеты. Конечно данные разнятся. Наши военные видят там меньшие траектории, потому что они направлены от России, американцы с южнокорейцами и японцами считают, что это более высокие траектории. Подчитывают, что уже сейчас северокорейская ракета может покрыть семь, а то и все десять тысяч километров, то есть…
КОРНЕЕВСКИЙ: В принципе достаточно, чтобы Америку достать, да?
ТОЛОРАЯ: Более чем. Она уже точно достаёт до Лос-Анжелеса и Сиэтла, а немножечко ещё поднапрячься, так может быть и до Чикаго и Нью-Йорка. Конечно, можно утешать себя тем, что ракеты ещё пока не совершенные, что они не развёрнуты, что нет боевого развёртывания, что у корейцев вроде бы пока нет технологии, как говорится, входа в атмосферу боеголовки - она при отсутствии термозащиты просто сгорает, не успев исполнить своё предназначение. Но это всё довольно слабое утешение, поскольку если проецировать на будущее, то, что северокорейцы уже сделали, означает, что уже через год-два вот это окно возможности, когда с Северной Кореей ещё можно о чём-то договариваться и остановить эту программу, закроется.
КОРНЕЕВСКИЙ: А что будет потом?
ТОЛОРАЯ: Вот северокорейцы говорят, что они будут ответственной ядерной державой, мол, вот у нас военный паритет с США, и вот мы будем разговаривать с США, как две равноправные ядерные державы. То есть они исповедуют теорию взаимного сдерживания, взаимного гарантированного уничтожения, которая удерживала мир в состоянии относительной безопасности все годы холодной войны, поскольку между США и СССР существовал такой ядерный паритет. Вот северокорейцы сейчас пытаются добиться такого же положения, с тем, чтобы исключить возможность агрессии против себя, с тем, чтобы исключить возможность того, что американцы решатся на военный конфликт для решения северокорейской проблемы.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью