Домашняя академия Новинки школьной программы
Ведущие программы Алла Волохина и Александр Хабургаев.
Тема: "Какие новшества ждут школьников в этом учебном году и чему надо учить в школе с точки зрения общества? Что планируется включить в школьную программу в ближайшие несколько лет? Чего не хватает в школьной программе? И что лишнее?"
Эксперт в студии – Сергей Геннадьевич Косарецкий, директор Института образования НИУ Высшей школы экономики.
О новшествах и перспективе – по телефону эксперт Виктор Стефанович Басюк, заместитель президента Российской академии образования.
Что нового вводится в школах в этом сезоне? Чему будут дети учиться? Как по вашему мнению, чему в школе детей ещё не учат? Что хорошо было бы ещё ввести, чему бы их в школе учили?
В. Басюк: Если говорить об обязательных новшествах, то в связи с изменениями в стандарте старшей школы с 1 сентября введён обязательный предмет "Астрономия". Но образовательные организации сегодня вправе сами выбирать, когда этот предмет будет преподаваться: в десятом или одиннадцатом классе. Но то, что данный предмет будет изучаться школьниками старших ступеней, это будет обязательно.
Кроме того, известно, что вводится ещё такой предмет как "Робототехника". И уже не в тестовом режиме, а его должны будут изучать все школьники от 5 до 9 классов.
В. Басюк: Если говорить о "Робототехнике", надо сказать, что это предмет по выбору. Сегодня на самом деле достаточно большой спектр различных предметов разрабатывается коллективами и учёных, и педагогов. Сегодня есть такой предмет, который тоже относится к предметам по выбору и может вводиться в школах с 1 сентября, как "Финансовая грамотность". А недавно Совет при Российской академии образования стал инициатором введения такого предмета как "Семьеведение". Есть многие другие курсы. Но хочу ещё раз отметить, что данные курсы могут преподаваться в образовательных организациях только при условии, если их выбирают участники образовательного процесса в данной организации.
А "Семьеведение" – это что за предмет? Кто его будет преподавать? И о чём он рассказывает?
В. Басюк: Этот предмет действительно будет касаться основ построения семьи и основ экономики семьи. В большей степени он направлен на формирование семейного уклада.
С. Косарецкий: Предложения по изменению стандартов образования готовит Российская академия образования. Мы в свою очередь, скорее, внимательны к тому, как эти изменения сказываются, например, на результатах наших учащихся в международных исследованиях качества образования, внимательны к тому, как воспринимают эти изменения педагоги и родители. Мы хотим и стремимся видеть фактически, насколько эффективны эти изменения и куда они двигают российскую систему образования.
Они эффективны? Куда они её двигают? Какой-то запрос со стороны общества на такой предмет, как "Семьеведение", есть? А в других странах в школах подобный предмет изучается?
С. Косарецкий: Да, есть ряд стран, в которых в содержание образования включён предмет или часть предметного курса, связанного с вопросами семьи. Есть даже страны, где в школах изучаются предметы по половому просвещению и сексуальному воспитанию.
Вспоминаю свою школьные годы. Был у нас тогда такой предмет как "Этика семейной жизни", который вела учительница истории. И о чём на нём говорилось, я не помню. Кто вообще данный предмет будет вести в школах?
С. Косарецкий: Это как раз тот вопрос, который сегодня беспокоит и родителей, и директоров, и органы управления образованием в регионах, как эти предметы, как эти новации, число которых не уменьшается, а только растёт, будут реально обеспечены учебниками, учебными пособиями, профессиональными кадрами, имеющими соответствующую подготовку. Действительно здесь у нас есть надежды, что, в том числе и под руководством РАО, этот процесс будет идти интенсивно, но беспокойство остаётся. Поскольку объективно российская образовательная программа школьников и так достаточно серьёзно переполнена. Мы видим, что родителей очень сильно беспокоит большой объём домашних заданий, которые дети вынуждены выполнять. А для учителей основной проблемой является не столько даже зарплата, о которой мы все всегда тревожимся, а нагрузка, которая от введения новых предметов, конечно, вырастет.
В. Басюк: Хочу коллегу поддержать и сказать, что самое главное – чтобы нагрузка оставалась неизменной, потому что в стране установлен максимум этой нагрузки для каждого класса. И школа должна обязательно выполнять все предписания, которые есть. Но, говоря о той вариативности курсов, которые школа может выбирать для своих подопечных по запросу родителей, нужно понимать, что есть тоже чёткие требования к этому. То есть, если тот или иной курс выбирается, будь то "Робототехника", "Основы финансовой грамотности", "Семьеведение", он должен быть обязательно обеспечен подготовленным учителем (школа готовит учителя к преподаванию этого курса), учебниками и методическим пособием, которое для этого курса разработано.
Полностью программу слушайте в аудиофайле.