Домашняя академия Под кривым углом

5 сентября 2017, 12:32

Тема: "Начался учебный год. Как  выбирать мебель для занятий школьников, чтобы не страдала осанка. Как ещё можно противостоять искривлениям и сколиозу? Как выбирать столы, стулья, кровати для детей, чтобы осанка не портилась?"

Гость в студии – детский ортопед-травматолог, зав отделением Детской клинической больницы им. Башляевой Баир Гатапович Самбатов.

По телефону – представитель  компании по производству "умной" мебели для детей Фёдор Сергеевич Бучев.

Ведущие программы – Наталья Стребнева и Александр Хабургаев.

Начался учебный год. И мы должны выбрать правильно мебель для наших школьников, которые будут проводить львиную часть времени, делая уроки, обучаясь и развиваясь.

Гость в студии – детский ортопед-травматолог, зав отделением Детской клинической больницы им. Башляевой Баир Гатапович Самбатов.

Действительно, в мебели может быть как корень зла, так и корень надежды? Все наши горбатые и кривоплечие дети – это всё из-за неправильной мебели?

Б. Самбатов: Говорить, что в неправильной осанке детей виновата только мебель, будет не совсем корректно. Дело в том, что существует множество факторов, которые формируются осанку молодого человека.

Тогда во всём виноваты родители?

Б. Самбатов: Простое решение – обвинить родителей в том, что они во всём виноваты. Поэтому и ребёнок у них такой получился, и проблемы, соответственно, не уходят.

Да, родители виноваты, но что делать?

Б. Самбатов: Основная функция, которую выполняет мебель, –  она должна обеспечить школьника способностью высиживать столь длительные занятия в положении тела "сидя", что не совсем физиологично для столь юного возраста.

Получается, что вообще сидеть долго – это противоестественно?

Б. Самбатов: Да, безусловно. Сидеть долго на одном месте человеку с физиологической и эволюционной точек зрения неудобно. Человек – существо прямоходящее, которое не так давно эволюционно было сформировано. Тем более, сидеть неподвижно в столь стеснённых условиях – это точно не его.

А вот придуманные "учебные часы" по 45 минут – это действительно такое максимальное время, на которое можно ребёнку безболезненно замереть?

Б. Самбатов: На самом деле, 45 минут – это общепринятый временной отрезок, который позволяет ребёнку его высидеть достаточно сконцентрировано и неподвижно.

А с точки зрения медицины, какое время оптимально для неподвижного состояния ребёнка?

Б. Самбатов: Вопрос этот должен решаться с учётом возраста ребёнка. Маленькому ребёнку 5-6 лет, которого сейчас принято приводить к началу занятий, требуется, естественно, меньшее количество времени, которое он может просидеть неподвижно в силу своих физиологических особенностей. Детям в более старшем возрасте можно было и увеличить бы время урока. Но в данном случае нельзя говорить обо всех детях. Это связано и с психологией человека, и с его физической активностью и с прочим. Детей к высиживанию на уроках, конечно, готовить нужно. В любом случае какая-то дисциплина должна быть. То же касается соблюдения учебного режима и отдыха, смены положений тела…

Вы сказали, что негоже молодому человеку долго сидеть. А я сейчас вспомнил конторки XIX века. Ведь многие великие писатели во Франции стоя писали за конторками. Может быть, это выход?

Б. Самбатов: Не существует какой-то единой рекомендации для всех и для каждого. У каждого своя специфика. В какой-то степени стоя учиться для человека было бы даже более физиологичным. Не зря в древности так и было. Они писали стоя и вели речи стоя. В настоящее время обществом больше принято всё-таки сидеть. А сиденье для маленького человека – это не совсем физиологично, ребёнок должен шевелиться.

Поговорим об "умной мебели". Действительно ли есть такая "умная мебель, есть столы и стулья, у которых всё регулируется? У стола столешницу можно выше или ниже опустить по мере роста ребёнка? Как вы считаете, вообще есть выход?

Б. Самбатов: В настоящее время, когда дети вынуждены достаточно большое количество времени находиться за партой и проводить в условиях технических зданий, это в какой-то степени метод решения проблемы. Не зря существуют ГОСТы, которые квалифицируют мебель как детскую и ученическую, существуют специально придуманные ростовые интервалы, по которым подбирают мебель. То есть, это всё уже давно есть. Периодически их, конечно, пересматривают. Для каждого времени есть свои ГОСТы, которые обновляются, меняются, но радикально они, конечно, не меняются.

На связи представитель компании по производству "умной мебели" для детей Фёдор Сергеевич Бучев.

Чем же "умная мебель" умнее традиционной: деревянной или из ДСП?

Ф. Бучев: Я бы здесь говорил не о деревянной мебели или мебели из дсп, а о сиденье. Дело в том, что существует привычное нам всем параллельное полу сиденье и существует наклонённое сиденье. И если говорить о традиционном, параллельном полу сиденье, то оно действительно небезопасно для здоровья человеческого позвоночника. А если говорить про наклонённое сиденье, которое было придумано в 1970 году одним доктором наук, наблюдающим за детьми, то оно располагает позвоночник ребёнка с сохранением физиологических изгибов спины. И это, соответственно, является преимуществом.

Полностью программу слушайте в аудиофайле.

Домашняя академия. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация