Домашняя академия Мутные стекла пластиковых окон
Ведущие программы – Константин Корольков и Наталья Стребнева.
Поговорим о долговечности стеклопакетов в окнах, о том, стоит ли их менять, и вообще, как выбрать, как найти лучший, оптимальный вариант.
Гость в студии – специалист по установке окон, эксперт в области экологии жилья и строительства Андрей Валентинович Курышев.
Окна с деревянными рамами – вымирающий вид. Пластиковые стеклопакеты прочно вошли в жизнь обывателей. Вот они уже и в новостройках стоят. Оказалось, не весь пластик хорош. Окна от застройщика также поголовно меняют. Говорят, ручки уже сломаны, герметик кривой, подоконник прогибается под собственным весом. Окно не защищает ни от шума, ни от холода. Между стёкол постоянно собирается влага. Однокамерные стеклопакеты ставят вместо двухкамерных. Допустимо ли это? Какие окна и вправду стоит поменять и какие поставить на их место?
А. Курышев: Пластиковые стеклопакеты, как и деревянные стеклопакеты, – это такой оксиморон. Стеклопакеты всегда стеклянные. Деревянными и пластиковыми бывают окна и рамы. Но в головах людей стеклопакет уже прочно ассоциируется с пластиковым окном. А стеклопакет всегда должен быть стеклянным. А рамы могут быть деревянными или пластиковыми.
Сколько живут стеклопакеты?
А. Курышев: Вся маркетология устроена таким образом: когда предлагается какой-то новый продукт, то его преподносят как некий волшебный, вечный и бесконечный. Вот вы купите окна со стеклопакетами, не суть, пластиковые они или деревянные, и вы таким образом на всю оставшуюся жизнь себе, своим детям и своим внукам обеспечиваете, но это как бы подтекст, безбедную жизнь.
А на самом деле самое узкое место в долговечности окон со стеклопакетами мы не видим, потому что мы видим рамы, металлические конструкции, которые вокруг рам, они открываются, закрываются, а вот стёкла прозрачные, и мы не очень думаем о том, что они существуют. И когда мы выбираем себе окна, фирмы, как правило, много внимания уделяют тому, какие у них камеры, какие у них рамы, сколько камер в пластике, насколько он прочный или это деревянные рамы. А про стеклопакет вообще ничего не говорят. Просто представляют некую информацию о количестве стёкол. И больше ничего мы про стеклопакет не знаем. Знаем, что он либо одинарный, либо двойной, знаем количество стёкол и промежуток между ними.
Так вот самое интересное, чего мы не видим, – это рамка стеклопакета. По периметру стеклопакета стёкла разделены металлическими алюминиевыми вставочками, а за ними чёрный липкий материал – бутиловый герметик. Ну, сейчас он уже может и не бутиловый, потому что промышленность идёт быстро вперёд, материалы меняются, но смысл в том, что для того, чтобы стёкла были герметичными и туда не попадали воздух и влага, а стеклопакет никак не обменивался с атмосферой, этот герметик должен быть постоянно мягким. Как пластилин.
Но нам установили окна, и мы никаким образом никакого доступа к этому герметику не имеем.
А. Курышев: Мы даже не представляем, что он там существует.
То есть, причина в нём. И на какое время он рассчитан?
А. Курышев: От качества этого бутилового герметика, а сейчас есть разные другие материалы, зависит долговечность, собственно, стеклопакета. Долговечность заключается в его прозрачности. Как только у нас этот герметик перестаёт работать, он меняет свои свойства, перестаёт быть мягким и начинает пропускать воздух. И сам он может распадаться на некую такую серенькую пыль. И мы видим, что внутри стеклопакета стекла начинают мутнеть. Всё дело в том, что муть на стёклах появляется не сразу. Человек живёт в квартире, взгляд его замыливается, и он может несколько лет жить уже с мутными окнами. И только люди, которые пришли к нему в гости, случайно могут обратить внимание на то, что стёкла его окон все мутные. То есть, стёкла в стеклопакетах мутнеют, мутнеют, а человек на это внимания не обращает.
Кроме оптического дискомфорта, что эта муть даёт человеку?
А. Курышев: Ничего. Она даёт оптический дискомфорт. Вы смотрите не через ясное, чёткое и чистое стекло, а через мутное. Кроме того, это даёт уменьшение инсоляции. Естественно, что-то вы из окна не можете разглядеть. Почему так происходит? Герметик в стеклопакете деградирует. Эта мутность происходит от деградации герметика. И если на этапе покупки окна мы в состоянии проконтролировать качество того, к чему мы можем дотянуться: само окно, ручки, щели, подоконники кривые и прочее, мы в состоянии это увидеть и указать на дефект, то сам герметик – это в кот в мешке. Мы увидим и поймём это только через какое-то время. Качество стеклопакета зависит от качества герметика, его физических свойств или от правильности технологии.
Может про герметик можно прочитать в каких-то сопровождающих документах?
А. Курышев: Нет. О герметике никто никогда нигде не пишет. Это вообще остаётся за рамками всего. То есть, никакой информации. Если вы позвоните на завод и спросите у менеджера, а каким герметиком они пользуются при проклейке стеклопакетов, он сильно удивится. Только, наверное, главный технолог завода может знать, какой варки в этом месяце был куплен герметик (итальянский, испанский или германский), с которым они сейчас работают. А герметики покупаются, исходя из рыночной конъюнктуры. Какой-то герметик подешевел, есть какой-то сток, купили там бочку-две герметика, привезли на завод и стали использовать в производстве.
А насколько герметик, произведённый в южноевропейских странах, подходит к российских условиям?
А. Курышев: Никто не знает. Дело в том, что производители продукции в тёплых странах не испытывают свою продукцию в холодном климате. У них просто нет такой задачи. И российские коммерсанты приходят туда и просто спрашивают, могут ли они купить герметик. А как он ведёт себя при морозах? Производитель этого не знает. На испытания нужны деньги, это вообще целая история. Но если люди из России готовы оплатить испытания, то давайте испытаем.
Инструкция к герметикам, конечно, оговаривает температурный режим их применения. То есть, их можно технологически применять до плюс 12 градусов или до плюс 16 градусов. И в этом смысле я могу посоветовать слушателям покупать окна со стеклопакетами только у больших крупных заводов, у известных брендов, чтобы они работали в современных помещения, где цеха были отапливаемые, чтобы это были какие-то новые ангары, чтобы у них были большие объёмы. Тогда уменьшается вероятность технологических ошибок, отклонений от технологий и прочее. Потому что если какие-то мелкие фирмы работают и производят окна, то там часто окна собираются на основе полуручной технологии. А это чревато худшим качеством окон.
Полностью программу слушайте в аудиофайле.