Домашняя академия Хайповый шмот: накрутка 1000 процентов и никакой ответственности
Ведущие программы – Константин Корольков и Наталья Стребнева.
Гость в студии – юрист Екатерина Алдошина и на связи – руководитель общественной организации "Общественная потребительская инициатива" Олег Павлов.
Что же такое хайп? У этого слова столько значений, причём используется оно обычно в молодёжном сленге.
Е. Алдошина: На мой взгляд, это то, что находится на пике популярности, то, что больше всего потребляют потребители в какой-то определённый момент времени.
То есть, это что-то, что вызывает ажиотаж у покупателей?
Е. Алдошина: Да.
Сейчас существует молодёжная хайп-мода. Хотя я не воспринимаю эту моду как что-то такое красивое, но за хайп-вещами гоняются и некоторые готовы переплачивать за них большие деньги. Ну а в действительности "хайп" – это "шумиха", "шум".
К разговору готов присоединиться руководитель общественной организации "Общественная потребительская инициатива" Олег Павлов.
А какова ваша трактовка этого термина – "хайп"?
О. Павлов: Это любая раздутая тема, на которой действительно многие предприниматели, добросовестные и не очень, всегда пытаются как-то заработать и обратить её в дополнительную для себя прибыль.
Перепродажа хайповых вещей в Интернете очень популярна. Толстовка, купленная где-то в магазине за 4500 рублей, перепродаётся там за 11000 рублей. Потому что это хайповая вещь, вершина моды.
И всегда такая большая маржа у тех, кто занимается перепродажей хайповых вещей?
О. Павлов: У многих вещей действительно зависит это от того, насколько они популярны, насколько вокруг них поднята шумиха, насколько часто они упоминаются в СМИ и т.д., стоимость завышенная, и можно получать сверхприбыль. Речь здесь идёт не только о каких-то лимитированных сериях одежды, обуви или чего-то ещё, но даже о том, что иногда под видом раскрученного бренда в Россию приезжает что-то из Китая, что стоит в десятки раз дешевле, и это что-то продаётся на волне ажиотажа с наценкой размером в десятки, сотни и даже тысячи процентов.
Как обычному потребителю не попасться на такие заманчивые предложения? Как это выглядит в Интернете? Это всегда какой-то серьёзно оформленный магазин?
О. Павлов: Если говорить о серьёзном магазине в Интернете, то у него на сайте должны быть все необходимые реквизиты, фактический адрес. Как правило, если это брендовая вещь или какая-то услуга, она должна продаваться, а потребитель должен её приобретать именно в магазине той компании, которая владеет этим брендом. Это должна быть сеть брендовых магазинов или салонов. Потому что на всё, что связано с перепродажей на таких сервисах, как "Авито", и других, когда уже частные лица перепродают ранее купленные вещи, никто не даст гарантии не то, что качества приобретаемой вещи, но иногда даже и безопасности тех вещей, которые там покупаются. Потому что существует действительно большой поток продукции из Китая. Как и из чего её производят, насколько она соответствует обязательным требованиям безопасности, ничего здесь гарантировать нельзя. На волне хайпа иногда такие вещи продаются, и зачастую покупатели, получая внешне нечто похожее, потом очень серьёзно разочаровываются.
То есть, прежде всего, мы должны очень внимательно изучать и отделять информацию, которая касается частных объявлений?
О. Павлов: Да. Потому что здесь как раз встречается наибольшее количество злоупотреблений. Причём есть шанс не только столкнуться с подделкой, но и даже с откровенным обманом, когда, перечислив какую-то предоплату или что-то ещё, можно вообще ничего не получить.
Главная здесь рекомендация – покупать именно в том магазине, который продвигает этот бренд.
Часто блогеры в сообществах популярных социальных сетей устраивают какие-то своего рода розыгрыши. Совершенно очевидно, что они сначала привлекают внимание к каким-то предметам одежды, аксессуарам, ещё к чему-то, а потом уже устраивают своего рода розыгрыши. Понятно, что часть их подписчиков что-то получают, а большая часть заинтересовавшихся темой, которую навязывает кумир, потом идут по ссылочкам и покупают. Это тоже можно считать явлением того же хайп-разряда?
О. Павлов: Что касается различных розыгрышей, здесь, конечно, всё проще, когда платить не надо. Что касается продвижения через блогеров разной продукции, блогеры здесь не связаны никакими ни моральными, ни юридическими нормами. Они зачастую продвигают и проекты, и магазины, и торговые площадки, которые сами по себе могут быть недобросовестными. Это тоже нужно понимать. Кто платит, тот и заказывает всю эту историю. Я не утверждаю, что всё исключительно через недобросовестных блогеров продвигается. Но шанс здесь ровно такой же столкнуться с нарушением, как если бы мы покупали вещь с рук по частному объявлению. Надо также внимательно относиться к выбору продукции.
То есть, если вы захотели обладать вещью или предметом какого-то бренда, вы идёте в магазин или на интернет-ресурс, который будет с таким же именем, и вы будете понимать, что это и есть тот магазин или та фирма, которые этот предмет должны нам предложить?
О. Павлов: Да. Если вещь какая-то лимитированная, если есть её очевидно ограниченное количество, то, как правило, все известные крупные компании, а именно вокруг таких компаний хайп и возникает, всегда предлагают возможность подписки, возможность занятия очереди, всё это сама организует. То есть, всегда есть возможность купить эту вещь официальным путём. Или, по крайней мере, попробовать купить.
Да, но за какие деньги?
О. Павлов: Ну а дальше, конечно, уже как повезёт.
На больших торговых площадках, где все мы покупаем те или иные товары, какая-то гарантия есть?
О. Павлов: Если мы говорим о продаже с рук через частное объявление, конечно, там никакой гарантии нет. Если же мы говорим об официальных сайтах интернет-магазинов, то, конечно, как правило, на ряд товаров гарантия даётся. Но вообще надо понимать, что гарантийный срок – это право, а не обязанность производителя и продавца. Как правило, все крупные бренды, даже если мы говорим об одежде, какую-то определённую гарантию дают. На это тоже нужно обращать внимание.
Что бывает обычно с гарантией в таких ситуациях, когда перепродажа ведётся при помощи легально оформленных путей? В этом случае продавец вообще никакой ответственности перед покупателями не несёт?
Е. Алдошина: При покупке товара у официального производителя, безусловно, вероятнее всего будет какая-то гарантийная, сервисная поддержка. А если товар приобретён с рук, то действительно вряд ли у него будет гарантийная поддержка.
А если уличат такого предпринимателя? Он ведь предпринимает какие-то действия и обогащается за наш счёт. Ему что-то грозит? Ведь он не оформляет свою деятельность никаким образом: ничего не арендует, не становится индивидуальным частным предпринимателем. Какое-то наказание закон предусматривает за такого рода деятельность?
Е. Алдошина: Да, действительно, лицо, которое осуществляет предпринимательскую деятельность вне закона, то есть без соответствующей регистрации, может быть привлечено к налоговой, административной или даже уголовной ответственности.
Налоговая ответственность может быть выражена в недоначислении налогов. То есть, необходимо будет оплатить налог на доходы физического лица, это 13 процентов, и налог на добавленную стоимость. Также грозит такому лицу штраф за неуплату налога и штраф за отсутствие регистрации и постановки на учёт в налоговом органе. Такие действия являются нарушением и с точки зрения налогового законодательства.
А как реально такого человека могут поймать? На основании чего? Соответствующие органы отслеживают какие-то продажи через частные объявления?
Е. Алдошина: Подобные продавцы в качестве рекламы в СМИ публикуют объявления, и правоохранительные, налоговые и другие контрольные органы могут провести контрольную закупку у этого продавца, и таким образом выявить данное правонарушение.
Как делается бизнес с покупкой вещей секонд-хенд и перепродажей их через Интернет за дикие совершенно цены? Там же, по сути дела, никакого магазина нет. Человек перепродаёт через сайт. Причём он просит какую-то предоплату, причём она незначительная, чтобы просто окупить почтовые расходы, если вдруг человек откажется от товара. Выглядит это всё вполне честно. Кажется, что вообще поймать подобные перепродажи невозможно. Ну, продаёт человек какую-то вещь, которая ему, можно сказать, не понравилась. Здесь возможна какая-то ответственность? И что вообще это за бизнес?
Е. Алдошина: Это и является проблемой. Очень затруднительно привлечь к ответственности лиц, которые занимаются перепродажей бывших в употреблении товаров. Здесь, к сожалению, весь риск на себя берёт покупатель. Если он покупает такую вещь, он должен быть готов к тому, что не будут соответствовать реальному его ожидания по качеству и безопасности такого товара.
Но с другой стороны, есть подобная же система продажи книг, я ей пользовался, и это колоссально удобно. Потому что уникальную книгу, которая мне была реально нужна, я нашёл, мне её переслали наложенным платежом, и таким образом я её купил у человека. Такая система продажи книг через определённые сайты мне кажется вполне нормальной. Другое дело, что это действительно не облагается налогом, рассматривается как пересылка другу?
О. Павлов: Если бы это было неудобно или были исключительно мошенники в этой сфере, то, конечно, эти сервисы не развивались такими семимильными шагами и не имели столь огромной многомиллионной аудитории. Но здесь нужно понимать, что, говоря о какой-то регулярности перепродаж, человек фактически ведёт предпринимательскую деятельность. Здесь просто вопрос в том, что в России правоохранительные органы особо не мониторят сферу Интернета. А так бы они могли, конечно, выявить, кто там занимается предпринимательской деятельностью, кто с регистрацией, а кто нет. Просто этого не происходит.
Для этого, к сожалению, ещё создают условия на всяких электронных площадках. То же самое "Авито" даёт возможность продавцу получить статус магазина без регистрации юрлица или ИП. И у покупателей, которые заходят к продавцу с таким статусом, складывается впечатление, что они зашли в раздел какой-то официальной компании, что это магазин, а на самом деле любое физлицо может такой виртуальный магазин купить и получать ещё больший приток покупателей. Именно на "Авито" такое происходит: магазин без какого-либо юрлица.
А пользователи Интернета, как соучастники этого процесса, которые сделки совершают, ответственности не несут в этом случае?
Е. Алдошина: Нет. Для потребителя никакой законодательно установленной ответственности не предусмотрено за приобретение таких товаров. Он несёт только риски приобретения некачественного и небезопасного товара.
Ну и мораль здесь страдает, что мы поддерживаем своими действиями этих предприимчивых и не очень чистых на руку людей.
Е. Алдошина: Характеризующим признаком предпринимательской деятельности является её систематичность и направленность на получение прибыли. Если я захочу вам продать книгу, которая у меня есть в единственном экземпляре, это не будет считаться предпринимательской деятельностью. Я просто продам вам её и, возможно, даже не получу дохода, потому что продам по меньшей стоимости, чем я её приобретала. Таким образом, не возникает налогового бремени.
О. Павлов: Есть люди, которые специализируются на тех или иных областях, и они отслеживают те товары, которые продаются менее грамотными гражданами по явно заниженной стоимости. Конечно, они эти товары выкупаются, а потом просто продаются уже знающим людям в десятки и сотни раз дороже. От этого никто не застрахован. Здесь как бы речь идёт о добросовестности. Здесь сложно кого-то в чём-то обвинять, что он воспользовался такой возможностью. Но в целом подобные площадки позволяют избавляться от ненужных вещей, позволяют находить что-то, что нужно только вам, но для кого-то другого это ценности не представляет. Поэтому в целом, конечно, демонизировать их не нужно.
Полностью программу слушайте в аудиофайле.