Домашняя академия Такси: по счётчику или как договоримся?
Ведущие программы – Константин Корольков и Наталья Стребнева.
Любой житель России сегодня может подтвердить, что с такси в стране всё стало хорошо. Доступность этой услуги, в общем, поражает, но иногда заказчика ожидают неприятные сюрпризы. Например, сумма за проезд, которая была оговорена заранее, вдруг превращается в совершенно другую. Когда заказываешь такси, нужно помнить, что на пути могут быть пробки и т.д. И есть совершенно разные возможности договориться о цене за перевозку. Есть вариант, когда ты можешь сразу озвучить сумму, за которую ты согласен ехать, есть вариант оплаты по счётчику.
Гость в студии – юрист Евгений Анатольевич Капыстынский.
Что делать, если в конце поездки таксист вдруг требует сумму, которая превышает ваши ожидания? Как себя в этом случае вести?
Е. Копыстынский: Сейчас на федеральном уровне как бы закреплены две системы оплаты за осуществленную поездку на такси. Первая – это фиксированный провоз. И вторая – это оплата по показаниям таксометра. Соответственно, в случае если договаривается пассажир с водителем заранее до начала поездки, то оговоренная сумма, естественно, изменяться не может. Если это показания таксометра, то, естественно, учитывается либо километраж, который таксомотор проехал, либо же это время, проведённое во время поездки.
Не так давно через известный ресурс, связанный с именем поисковика в Интернете, было вызвано такси, но на очень недалёкое расстояние. И водитель в процессе поездки вдруг понял, что он получит очень маленькую сумму, и стал применять буквально насильственные меры к пассажирке. Хорошо, что были свидетели, которые всё это дело засняли на видео. Вот если ты вдруг попал в ситуацию, когда при посадке в автомобиль такси сумма была названа во время заказа на каком-нибудь из информационных ресурсов, и вдруг таксист повёл себя как-то неправильно, что нужно делать вначале: сохранить себя и убежать из такси или, не выходя из такси, набрать номер, допустим, таксопарка?
Е. Копыстынский: Требование об увеличении размера платы за провоз является в данном случае неправомерным. И если водитель предъявляет какие-то требования, направленные на сбор больших денег, в данном случае это выходит за рамки правового поля. Необходимо просто-напросто вызывать сотрудников полиции либо предпринимать какие-то меры самообороны.
Но водитель такси после требования ещё денег взял и уехал. Кому жаловаться в этой ситуации?
Е. Копыстынский: В данном случае будет считаться, что услуга оказана ненадлежащим образом. И необходимо предъявлять претензии к перевозчику, а также писать заявление в контролирующие органы, которые по данному заявлению должны будут провести неплановую проверку данного перевозчика.
А какой орган здесь является контролирующим?
Е. Копыстынский: В настоящее время в Москве таким органом является Автодорожная инспекция.
А сами таксопарки внимательно относятся к подобного рода жалобам клиентов? Ведь очень часто они работают с водителями дистанционно?
Е. Копыстынский: На самом деле перевозчик должен следить за качеством оказания услуг, поскольку пассажир такси является одновременно также и потребителем. И в случае нарушения его прав он может предъявлять требования в соответствии с Законом о защите прав потребителей вплоть до взыскания морального ущерба при оказании услуг ненадлежащего качества. Плюс контролирующие органы при проведении внеплановых проверок также могут наложить определённые санкции вплоть до отзыва разрешения на осуществление пассажирских перевозок.
Если во время поездки на такси на дороге случается пробка, то условия перемещения резко меняются. Водитель имеет право изменить условия перевозки (был фиксированный тариф, а будет по счётчику) в процессе пути? Или если мы уже договорились ехать по фиксированному тарифу, то менять условия он уже не имеет права?
Е. Копыстынский: Конечно. В данном случае условия перевозки он не имеет права менять, и стоимость перевозки должна оставаться той же самой, независимо от времени, проведённого в процессе передвижения.
А вообще какие основные методы "развода" пассажиров используют таксисты?
Е. Копыстынский: Если это передвижение по таксометру, то вполне вероятно, что это просто-напросто выбор неоптимального маршрута. И в данном случае тоже можно говорить об оказании услуги ненадлежащего качества, потому что Правила перевозки пассажиров закрепляют следующий порядок: изначально маршрут перевозки определяется пассажиром. Если же пассажир не определился с маршрутом, то тогда водитель обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту. В данном случае, конечно же, если водитель выбирает не оптимальный, не кратчайший маршрут, то это говорит о нарушении прав пассажира и, соответственно, является оказанием услуги ненадлежащего качества. В данном случае пассажиру необходимо каким-то образом зафиксировать факт того, что водитель злоупотребляет своими правами. В данном случае хорошую роль играют автомобильные навигаторы, который сейчас и в мобильных устройствах присутствуют. Если пассажир, например, видит, что водитель злонамеренно изменяет маршрут, который предлагает навигатор, в этом, конечно, пассажиру нужно сделать замечание водителю. Если водитель не отреагирует и, по-прежнему, будет выбирать маршрут по направлению к пробкам и т.д., то в принципе в данном случае пассажир имеет полное право отказаться от услуг перевозчика и либо потребовать уменьшения стоимости поездки, либо вообще отказаться и выйти из транспортного средства. Впоследствии он вправе предъявить претензию, а также составить жалобу в контролирующий орган.
Нужно зафиксировать этот факт... А как его можно зафиксировать? Что потом может явиться подтверждением того, что вас обманули?
Е. Копыстынский: Сбор доказательств всегда представляет определённую сложность. Но в данном случае, прежде всего, это могут быть как свидетельские показания, если пассажир едет не один, и вплоть до съёмки скриншотов с мобильных устройств, запись на видеокамеру мобильного устройства и т.д. Всё это может впоследствии пригодиться.
Очень часто водители такси отменяют в одностороннем порядке заказы. В этом есть какой-то элемент жульничества? По крайней мере, они могут клиента очень подвести, планы того могут нарушиться. Здесь можно какие-то претензии предъявить перевозчику?
Е. Копыстынский: Да, конечно. Перевозчик может только в нескольких случаях отменить заказ. Во всех остальных случаях, если заказ будет отменён, то пассажир как потребитель опять же будет вправе требовать возмещения убытков, вызванных с таким отказом от перевозки.
А кому эти претензии предъявлять?
Е. Копыстынский: Эти претензии предъявляются перевозчику, непосредственно организации, которая осуществляет перевозку.
В Подмосковье одна из самых популярных служб такси, как оказалось, сама по себе располагается то ли в Брянске, то ли в Курске, городе, который к Подмосковью отношения не имеет. Все равно пассажир из Московской области и там будет услышан, его жалоба будет рассмотрена?
Е. Копыстынский: В данном случае вообще стоит проверить легальность осуществления перевозок данной службой. Потому что на самом деле перевозчик может осуществлять перевозку легковым такси только в том месте, в котором ему выдано разрешение на осуществление данных перевозок. Либо если между субъектами существует соглашение об организации и разрешении взаимных перевозок. Между Москвой и Брянском есть ли такое, не берусь утверждать, а вот между Москвой и Московской областью соглашение такое есть. В данном случае можно говорить о том, что перевозка может быть осуществлена в том регионе, в котором выдано разрешение, но закончена в любом другом, если это единый маршрут. Во всех остальных случаях это будет неправомерно. И в случае выявления факта работы перевозчика не в том регионе, где ему выдано разрешение, это является основанием вплоть до отзыва этого разрешения.
Полностью программу слушайте в аудиофайле.