Домашняя академия Решаем конфликты с детьми с помощью игр

15 ноября 2017, 11:25

Ведущие - Наталья Стребнева и Константин Корольков.

Эксперт – психолог сектора игровой психотерапии Московской службы психологической помощи населению Екатерина Владимировна Астахова.

Екатерина Астахова: Игрой можно решить некоторые затруднения в общении не только с малышом, но и со взрослым человеком. Игры активно используются для того, чтобы обучить человека чему-то. Если даже взрослый человек испытывает трудности в общении, есть определённые техники, с помощью которых он может обрести навык взаимодействия с окружающими.

В период дошкольного детства игровая деятельность является ведущей. Именно посредством этой деятельности ребёнок развивается и готовится к своему взрослению. Когда родитель играет со своим ребёнком, он с помощью персонажей, их поведения и разговоров обучает ребёнка чему-то.

На самом деле, иногда даже не нужно делать ребёночку какого-то замечания. Например, играя в песочнице, он приобретает первый опыт социального общения со сверстниками. Часто маленькие дети неохотно делятся игрушками. В этом случае три вида мамочек отреагируют на такое нежелание делиться и прочие действия ребёнка по-разному.

Первая скажет: "Драться нельзя, отбирать нельзя, чужое брать нельзя, нужно быть сдержанным". Вторая скажет: "Отдай игрушку, чтобы все дети играли в мире". Третья скажет: "Давай, поделимся".

В чём разница этих трёх подходов? Мама, которая запрещает ребёночку отстаивать свою позицию - гасит его естественную агрессию, которая с возрастом трансформируется в целеустремлённость. Мамочка, которая говорит, что нужно отдать игрушку, на языке взрослых просит поделиться своей зарплатой.

Но для ребёночка очень важно понимать, что у него есть что-то собственное. Если ребёнок хочет забрать чужую игрушку – ему надо будет отдать на время что-то из своих игрушек или, иначе, просто поменяться. Именно в этой ситуации через маму ребёночек первые понимает, как нужно взаимодействовать.

В результате у трёх мамочек вырастают разные детёныши, которые по-разному взаимодействуют с миром. Любое проявление агрессивности, а оно так или иначе есть у всех, нужно трансформировать в социально-нормативные модели поведения.

Игра – прекрасный инструмент для коррекции поведения. Важно, чтобы она была интересна и родителю, и ребёнку. Если мамочке интересно играть по сюжету какой-то книги и это доставляет ей удовольствие – игра станет самой прекрасной на свете. Ребёнку всегда интересно играть с мамой, какая бы игра это ни была.

В ролевой игре ребёнок сталкивается с правилами и учится их соблюдать. Полезно использовать персонажей, которые близки ребёнку. В игре интересы этих персонажей будут сталкиваться с интересами других персонажей, в результате чего можно будет отработать какие-то сложные для ребёнка моменты.

В игровой форме всегда можно проиграть те же или примерно те же проблемные ситуации, какие были в жизни ребёнка и родителя или ребёнка и его сверстника и т.д. При этом рекомендуется заменить имена детей на похожие.

Иногда ребёнок почти категорически говорит, что не будет играть в такую игру. Причины могут быт разными, но, скорее всего, вы просто сильно вторглись в игру или активно навязали свою игру…

Как сформировать чувство защиты ребёнка и научить его отстаивать свои интересы без риска сделать его авторитарной личностью – рассказывает специалист. Слушайте рекомендации психолога Екатерины Астаховой в аудиофайле!

Домашняя академия. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация