Домашняя академия Ребенок не слушается: коррекция поведения без психологических травм
Ведущие - Наталья Стребнева и Константин Корольков
Эксперт: Екатерина Владимировна Астахова, психолог сектора игровой психотерапии Московской службы психологической помощи населению.
Екатерина Астахова: Чтобы понять, почему ребенок не слушается, важно знать причины подобного поведения. Психологи выделяют четыре основные причины непослушания, и первая может быть связана с особенностями развития ребенка. Тогда нужно наблюдаться у врача. Скажем, у ребенка могут быть проблемы с желудочно-кишечным трактом, и причиной непослушания может быть боль.
Причиной непослушания ребенка может быть и то, как мы с ним общаемся, - стиль нашего общения с ребенком и в семье в целом.. И здесь родителям важно понимать, насколько они готовы договориться с ребенком. И авторитет родителя здесь ни при чем; точнее, если родитель в состоянии договориться с ребенком, его авторитет даже повысится. Если же тактика родителя - во что бы то ни стало доказать, что он - главный, и все будет так, как он захочет, - это может вылиться в проблемы, когда ребенок станет подростком.
- Наша реакция на поведение ребенка подчас бывает агрессивной... И что мы получим к подростковому возрасту?..
Екатерина Астахова: В семье должны существовать какие-то ценности, правила; тогда ребенок будет точно знать, что ему можно делать, а чего - категорически нельзя. И эти правила должны быть постоянными и соблюдаться всеми членами семьи. А начинать нужно с распорядка дня: вообще первое правило в жизни ребенка - его режим. Именно тогда ребенок впервые понимает, что правила существуют.
- А как быть с тем, что мы, взрослые, зачастую шантажируем малышей? Зная о возможных последствиях, мы можем пригрозить: если ты не сделаешь того-то, я поступлю так-то... Шантаж, по сути, становится частью жизни...
Екатерина Астахова: Это распространенный момент в вопросах воспитания. Важно понимать: если мы решили наказать ребенка за нарушение каких-то правил, в первую очередь мы должны его предварительно предупредить. Если же мы его шантажируем, то ребенок вполне может усвоить модель поведения: если мне чего-то захочется, я тоже могу пойти на шантаж. И вот здесь уже шантаж может стать двусторонним, - договориться будет сложнее...
О том, как установить правила поведения, как научить малыша правильно прыгать по лужам и как реагировать на истерики ребенка в магазинах, - слушайте в аудиофайле программы!