Интервью Пока о возврате тучных лет говорить рано
Персоны
Последние экономические новости обсудили с профессором РАНХиГС Константином Корищенко.
Ведущий - Павел Анисимов.
АНИСИМОВ: Заживем мы значит, как раньше, Константин Николаевич? Вообще, профицит бюджета для страны – это дополнительные возможности или дополнительная головная боль?
КОРИЩЕНКО: Как любой предмет, он всегда зависит от цели его использования. Как говорят, лекарство от яда отличается только дозировкой. Так и здесь. Мы сегодня достигаем профицитности бюджета, скажем так, на не очень высоком уровне расходов. Фактически, во многом благодаря тому, что мы последние несколько лет или снижаем, или практически не наращиваем…
АНИСИМОВ: То есть это - следствие жесткой экономической политики.
КОРИЩЕНКО: Жесткой бюджетной политики, прежде всего. И, конечно, вторая причина заключается в том, что благодаря целому ряду факторов нефть вернулась на повышательный тренд, и есть, скорее, больше голосов, которые говорят, что она на этом тренде останется, чем тех, кто говорит, что она будет дальше падать куда-нибудь, к 40 или еще ниже. Поэтому достижение профицитности бюджета, конечно, значимое, но вопрос - в том, какой ценой.
А по поводу тучных лет я был бы еще пока более осторожен, пытаясь сравнивать. Поскольку тучные года - чем они были характерны? Мы каждый год увеличивали расходы нашего бюджета. И у нас каждый год увеличивались доходы от растущих цен на нефть - были вот эти тучные года.
Кстати, большой особенностью было то, что темп роста расходов опережал соответствующий темп, который был по доходам от нефти. То есть мы, скажем так, более быстрыми темпами проедали то, что нам приносили нефтяные доходы. И к 2014 году мы практически проели. И, собственно, кризис 2014 года был во многом спровоцирован тем, что бюджетная ситуация оказалась достаточно сложной. После этого мы с бюджетом обходимся крайне осторожно. Так что, я думаю, пока проводить аналогии с теми годами и ожидать, что будет все то, что было тогда, преждевременно.
АНИСИМОВ: Но все же можно их потратить, вот эти дополнительные деньги. Если обозначается профицит, значит, можно на что-то их пустить. Вот на что могут пустить, на ваш взгляд, вот этот профицит? Пусть он пока небольшой, все равно мы в плюсе по бюджету.
КОРИЩЕНКО: Вообще-то, потратить деньги из профицита нельзя. Объясню, почему. Потому что бюджет – это, вообще-то говоря, что-то, что утверждается законом, и если мы хотим потратить то, что оказывается свыше, мы должны принимать поправки к бюджету и так далее. Поэтому, все-таки, давайте исходить из того, что любые дополнительные доходы вызовут дискуссию, куда их потратить, и дискуссия будет жаркой.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью