Интервью Хорошую выставку быстро не подготовить
Персоны
Как и чем живет музей из частной коллекции. Выставка "Жёны" в Музее русского импрессионизма.
Гость – Борис Минц, коллекционер, основатель Музея русского импрессионизма.
Ведущий – Григорий Заславский.
ЗАСЛАВСКИЙ: Здравствуйте, Борис Иосифович! Сейчас в музее проходит выставка "Жёны". Это ваша идея?
МИНЦ: Да, моя.
ЗАСЛАВСКИЙ: Как дальше строилась работа: от идеи до её реализации?
МИНЦ: Большой труд нашей команды, которая работает в музее. Идей бывает много, очень интересных идей. Вопрос в том, какая реализация этих идей. С моей точки зрения, проект удался. Уже можно даже сегодня говорить, что он удался, потому что посещаемость – фантастическая! Мы побили все рекорды, которые у нас были до этого: в праздники было больше тысячи человек. Отзывы самые-самые наилучшие: и от посетителей, которые любят музеи и любят выставки, и от тех людей, которые профессионально занимаются этой деятельностью. Я имею в виду коллекционеров, директоров музеев и так далее.
ЗАСЛАВСКИЙ: А вы, когда придумываете выставку, уже намечаете, какие картины вам хотелось бы видеть, с учётом того, что есть ваша коллекция и есть сотрудничество уже вашего частного музея с официальными государственными собраниями? У вас тоже официальный музей, но я имею в виду, с такими уже…
МИНЦ: Мэтрами.
ЗАСЛАВСКИЙ: … мэтрами.
МИНЦ: У меня это происходит не так. Когда я вижу какие-то работы, мне кажется, что очень важно понять, как это будет смотреться, если вот именно в этом направлении собрать выставку. Понятно, что мы не можем изначально точно понять, сколько и какие работы мы найдём и каков объём будет этой выставки, потому что это зависит от очень многих факторов.
Например, у нас была… С огромным успехом прошла выставка. Есть такая художница – Киселёва. Мы её увидели в Воронеже в музее, начали, так сказать, интересоваться её творчеством. Она была одной из любимых учениц Репина. И, конечно, там нам удалось найти работы не только в России, но и на Западе. Ну, во-первых, мы вообще не могли даже себе до конца представить, сколько этих работ и какие они. Но в течение 9-10 месяцев мы эту работу провели, и вот, так сказать, получилась очень красивая выставка.
Точно так же – в этом случае. Кстати, те работы жён, которые у меня есть – комиссия их не отобрала на выставку.
ЗАСЛАВСКИЙ: И как в этой ситуации – административный ресурс вы используете или нет?
МИНЦ: Нет, административного ресурса здесь быть по определению не может. Я считаю, что это – очень плохая черта, для любителя. Потому что я всё же – любитель, я – не профессиональный человек, я не имею профессионального образования, а люди, которые работают в музее, они имеют профессиональное образование, и у них есть своё видение, так сказать, и отбор работ производится по объективным критериям. У меня есть, например, портрет жены Кустодиева, он не очень большой. Но ту работу, которую они нашли – я согласен с этим, она красивее.
ЗАСЛАВСКИЙ: Тоже Кустодиева, тоже…
МИНЦ: Тоже жены, да. И вывешивать две работы – это не имеет никакого смысла. Поэтому здесь я полностью полагаюсь на экспертную оценку и на видение наших профессиональных сотрудников, прежде всего, директора музея и искусствоведов, которые работают у нас в музее.
ЗАСЛАВСКИЙ: Вы уже сказали, что 10 месяцев готовилась выставка. Это – нормальный срок для подготовки выставки?
МИНЦ: Да.
ЗАСЛАВСКИЙ: Или можно быстрее?
МИНЦ: Нет, нельзя. Хорошей – нельзя. Нужно, понимаете, не только найти работы. Когда уже работы найдены, если вы посмотрите каталог, например, "Жён", там под каждым портретом есть своя история. Эту историю нужно, так сказать, раскрыть, эту историю нужно сформулировать и нужно проверить. Это всё – время.
Если там – порядка 50 работ, 50 историй, нужно подготовить вот такую толстую книжку, в которой должен быть абсолютно выверенный материал с исторической точки зрения, фактурной точки зрения, ну, и, соответственно, оценка как произведения искусства.
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью