Интервью Смерш: общество должно знать всю правду
Персоны
В нашей истории было много и героического, и постыдного...
ШАФРАН: В студии Анна Шафран. Здравствуйте, друзья, мы вас приветствуем. Сегодня с нами в программе Александр Хинштейн – советник главы Росгвардии. Александр, добрый день.
ХИНШТЕЙН: Добрый день.
ШАФРАН: 9 мая, День Победы – один из главных праздников нашей страны. Но я глубоко убеждена, что это нечто отдельно стоящее, потому что для каждого из нас, мне кажется, с детства – это большое событие, начиная с того, когда мы собирались с нашими дедушками и бабушками около обелиска. А у меня оба деда полковники, один – разведчик-артиллерист, другой – летчик. Это обелиск, застолье, а позже появился "Бессмертный полк", что приобрело лично для меня колоссальную значимость. Я вот вспоминаю, несколько лет назад, может, лет семь назад, "Бессмертного полка" еще не было, но я оказалась за границей в дни майских праздников, и 9-го мая в частности включила телевизор и увидела марш Победы, парад Победы, и поняла, что что-то важное пропускаю, и как-то себя некомфортно почувствовала, и решила, что с этого момента я 9-го мая всегда в России.
ХИНШТЕЙН: Ну что ж, достойное и правильное решение.
ШАФРАН: А для вас что такое 9 мая?
ХИНШТЕЙН: 9 мая для меня – это тоже часть моей семьи. Я, к сожалению, в отличие от вас, не застал своих дедов, с которыми мог бы сходить к обелиску, мой дед погиб при освобождении Украины. Но я успел еще до всех событий последнего времени найти его могилу братскую в Харьковской области, маленькое село Коммунарка, и восстановить это мемориальное захоронение, где лежит более 1200 бойцов и командиров Красной Армии разных национальностей, со всех уголков большого, тогда еще единого Советского Союза. И среди 1200 фамилий там выбита фамилия моего деда – старшего сержанта.
ШАФРАН: А в Бессмертном полку принимали участие?
ХИНШТЕЙН: Да, конечно. Мне кажется, это действительно очень такое искреннее стремление людей ощутить свою связь поколений. Вот у Пушкина знаменитая фраза у Бориса Годунова: "распалась связь времен", она на многие вопросы отвечает. А "Бессмертный полк" – это одно из тех явлений, которые эту связь времен наоборот восстанавливает.
ШАФРАН: Ну, колоссально – в наши дни нечто стихийно народное, что превратилось в абсолютно государственно значимое действие, "Бессмертный полк". Вот 9 мая, когда мы выходим с портретами наших родственников уже из подъезда и видим, что и соседи тоже с портретами идут, идут по улицам, заходят в метро, выходят из метро, это ведь колоссальное воодушевление, очень дорогого стоит. Честно говоря, я абсолютно не преувеличиваю, у меня наворачиваются слезы.
ХИНШТЕЙН: Ну, я думаю, что это чувство присуще большинству людей. И очень хорошо, что эти слезы у нас наворачиваются в этот день, потому что это слезы в первую очередь все-таки слезы гордости и счастья. Гордостью от того, что ты являешься частью огромной страны и народа, а счастье от того, что ты наследник и победитель тех, кто сумел в, казалось бы, неравной абсолютно схватке, противореча всем законам логики и здравого смысла, одолеть такую машину и выйти с честью из этого боя.
ШАФРАН: Ну, такие большие даты – это, естественно, всегда повод вспомнить о событиях прошлых лет и о конкретных персонажах, которых мы не вспоминаем, естественно, повседневно, но должны знать. Должны знать не только мы, а и наши дети. Вы в свое время написали большую книгу "Тайна Лубянки". Это книга о работе спецслужб с 20-х по 60-е годы. Нас сегодня, в частности, будет особенно интересовать тот период, который связан с Великой Отечественной войной. Вы за эту книгу получили премию ФСБ России "Литература и искусство".
ХИНШТЕЙН: Да, в области литературы и искусства.
ШАФРАН: Огромная работа была вами проведена. Вы ведь, будучи депутатом Госдумы, имели возможность работать в архивах Лубянки.
ХИНШТЕЙН: Ну, я имел эту возможность, еще и не будучи депутатом. Собственно в основу этой книги легли те материалы из архивов ФСБ, с которыми я работал и к которым получил доступ еще в период своей журналистской юности. И я рад тому, что многие из этих документов получили широкую огласку, как принято это говорить, и были включены в исторический оборот. Потому что многое из этого, если не сказать больше, оставалось неизвестным. И я всегда считал и продолжаю считать, что общество, люди должны знать всю правду о своей истории, какой бы она ни была, потому что история не бывает белой или черной, она не бывает хорошей или плохой, она, как и наша вся жизнь, цветная. В ней было много всего: и трагического, и героического, и постыдного, и достойного, и то, чем можно действительно гордиться по-настоящему, и тем, чего нужно стыдиться. Но совершенно точно одно: из всего из этого важно делать выводы. А выводы можно делать только тогда, когда ты эту историю знаешь...
Слушайте в аудиофайле!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью