Домашняя академия Любовь как химический процесс: как мы ищем "свою" вторую половину
Основная задача института семьи – это выращивание потомства. Вся жизнь нашей планеты держится на молекулах, которые устремлены в Вечность. Они могут копировать друг друга миллиарды лет. Сама идея, выйти замуж и завести потомство, правильна с точки зрения молекул ДНК. Молекула ДНК лежит в клетке как в сложной упаковке. Упаковка со временем стареет, появляется необходимость создать новую упаковку и перескочить туда. В этом весь смысл размножения. Окружающий мир постоянно меняется, поэтому если упаковка будет бессмертной, то есть не очень изменяемой, вы можете не попасть в тренд. Поэтому следует не просто создать свежую упаковку, а немного другую, – считает нейробиолог Вячеслав Альбертович Дубынин, доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Обсуждаем с экспертом тему любви: как она возникает и как научиться управлять этим сложным чувством...
Вячеслав Дубынин: В первый месяц жизни ребёнка его мозг направлен на внутреннее развитие организма, ребёнок учится управлять своими органами. Да, есть врождённые программы, но для того, чтобы тоньше контролировать работу кишечника и других органов, необходимо обучение. Оно невидимо для окружающих, но оно происходит. Очень важно, чтобы в первый год жизни у ребёнка было меньше стрессов, чтобы детки меньше болели, чтобы родители любили их и больше по-доброму прикасались к ним. Касание друг друга – это сильнейший компонент нашего семейного социального взаимодействия. Приятные прикосновения способствуют улучшению нашего настроения и психоэмоционального состояния.
Есть такое вещество, как окситоцин. Его открыли как молекулу, которая управляет родами, в результате действия этого гормона матка женщины сокращается – и ребёнок появляется на свет. Окситоцин также сокращает протоки молочных желёз, когда мама кормит ребёнка грудью. Последующие исследования показали, что эта молекула также отвечает за привязанность, за положительные эмоции из разряда "мы любим друг друга", "нам хорошо друг с другом". Это соединяет маму с ребёнком крепко, потом что химически после родов они ещё составляют единое целое.
Порой людям достаточно просто искренно обняться, чтобы в крови увеличилось количество окситоцина. Этот гормон появляется тогда, когда организм понимает, что в объятиях более или менее свой человек. В противном случае включается другая команда: "не трогайте меня", "это – моя территория, не надо на неё посягать". Окситоцин увеличивается в крови, если происходит общение с близкими и приятными людьми, при общении с чужими и неприятными людьми этот гормон наоборот может вызвать агрессию. "Агрессия" также встречается у матерей и является частью детско-родительских отношений по принцпу "я за свою детку всех перекусаю".
Что касается отношений между противоположными полами, то всё сводится к тому, чтобы в результате этих отношений была возможность оставить потомство. Чувства – это уже бонус, который нам подарила эволюция. Физическая близость – вообще необычное для нас поведение. Многие животные – индивидуалисты. Для того, чтобы подпустить к себе, скажем, другого тигра – должен произойти настоящий переворот в голове тигрицы.
Почему же всё-таки так происходит? Гены формируют в нашем мозге правильные нейросети. Они создают "железо" внутри нашего мозгового компьютера, в котором должны работать разные жизненные программы. Потом происходит выделение половых гормонов. Потом – настройка сети на внешние специфические сигналы. У тигров, например, это запахи. У человека – зрительные сигналы. Обонятельных рецепторов у человека насчитывается около 400 видов. Каждый конкретный запах – это комбинация восприятия этих многочисленных рецепторов. Но что касается феромонов, о которых так много говорят, то они работают весьма причудливо.
Через феромональную систему мы считываем скрытую информацию об уровне иммунитета партнёра и уровне его половых гормонов. Обломки этих белков выделяются через феромоны – именно их мы начинаем воспринимать, причём не все, а феромоны конкретного человека.
С недавних пор нейрофизиологи рассматривают излишнюю страстную влюблённость как невропатологию. Есть международная спецификация заболеваний, согласно которой это излишне страстное чувство попадает в разряд умеренно психических нарушений. Поэтому если вы слишком влюбились – можно смело идти к доктору, и доктор вам может даже выписать больничный лист.
Наш биологический вид отличается уникальным строением. Мы живём стаей, внутри которой находятся моногамные пары – собственно выбор партнёра не так и велик. Туман в голове нужен для того, чтобы расставленные внутри нас нейросети, которые смутно представляют, кто же наша истинная половинка, восприняли "своего" человека и не помешали строительству новой программы.
Мы – разумные вещества, у нас формируется память и навыки. После появления детёныша привязанность к человеку, от которого он родился, остаётся, потому что когда вы долго живёте с одним человеком, он уже становится частью вашего мира. Мы, физиологи, называем это информационной моделью внешнего мира.
Всё время нами модифицируется отражение окружающей среды – это касается и работы, и отношений в семье, и того конкретного человека, который оказывается нам близок. Здесь важно сказать, что речь идёт о разумном отражении. Если внутри этой модели начать слишком о чём-то мечтать или что-то выдумывать, эта модель начинает плохо работать. Вы ожидаете от человека что-то – а он ведёт себя не так, как вам хотелось бы. Ваш мозг огорчается. Если такие отрицательные эмоции будут постоянно повторяться, происходит риск распада этой модели в целом. Поэтому важно принять человека таким, какой он есть. Вы с ним сосуществуете, в результате он становится частью вашего мира. Вы начинаете чувствовать границы семьи, её территорию, чтобы постоянно её охранять...
Полностью запись беседы с экспертом слушайте в аудиофайле!
Ведущая – Наталья Стребнева