Картинка

Интервью Современная литература: границы стираются

16 июня 2018, 01:10

Персоны

Что происходит с литературой сегодня.

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И вот в начале июня в Москве традиционно проходит Книжный фестиваль, причем он проходит на главной площади страны – на Красной. И этот фестиваль, в общем-то, добавил интереса к литературной жизни. И мне захотелось, подводя итоги сезона в театре, в музыке, в изобразительном искусстве, добавить к этому и какой-то разговор о литературе, в том числе взяв как информационный повод этот Книжный фестиваль, но поговорить и о литературе в широком и в узком смысле. И о литературе надо говорить, естественно, с литераторами, тем более что литературных критиков становится все меньше и меньше, и мест, где литературные критики пишут, почти совсем не осталось. И я рад приветствовать в этой студии одного из самых интересных сегодня писателей, одного из самых известных и одновременно одну из самых красивых – это Алиса Ганиева. Здравствуйте, Алиса.

ГАНИЕВА: Спасибо, Григорий. Здравствуйте.

ЗАСЛАВСКИЙ: Вы участвовали в этом году в фестивале?

ГАНИЕВА: Я была не на самой Красной площади, я посещала Пушкинскую площадь, где происходило вручение премии "Лицей". Это совсем новая литературная премия. А, как известно, в России литпроцесс строится на каркасе именно премиальном – это то, что выделяет нашу страну, отличает.

ЗАСЛАВСКИЙ: А в других странах нет?

ГАНИЕВА: А в других странах, по моим наблюдениям, премии играют гораздо меньшую роль, потому что там достаточно силен институт критики, там очень мощные и сильные литературные журналы, много площадок альтернативных, на которых происходит борьба высказываний, какие-то литературные дискуссии, море рецензий. У нас в этом плане произошло такое истончение кардинальное вот этого критического слова, критиков – раз-два и обчелся, площадок еще меньше. Как известно, в последние годы во многих газетах исчезли полосы культуры, книжного обозрения. Осталась, пожалуй, "Литературная газета", к которой у многих достаточно разные и обоснованные претензии. Осталась "Литературная Россия" – газета несколько желтая, маргинальная и не очень тиражная. Осталось приложение к "Независимой газете" – "НГ-Exlibris". И это, пожалуй, всё.

ЗАСЛАВСКИЙ: А "Книжное обозрение"?

ГАНИЕВА: "Книжное обозрение" умерло. К сожалению, эта газета больше не выходит. Поэтому именно премии становятся тем самым ориентиром, который помогает человеку с улицы, пришедшему в большой книжный магазин, как-то сориентироваться. Известно, что в крупных магазинах книги, попавшие в шорт-лист большой премии вроде "Большая книга", выкладываются специальные стопочки с поясняющими лейблами, и это как-то помогает сориентироваться. И в этом смысле даже премий становится все меньше и меньше, и это вот одна из черт и тенденций последних лет. И, видимо, это связано с экономическим кризисом. У нас очень мало собственных меценатов, готовых вкладываться в литературу, частных премий все меньше. Самая крупная премия, как известно, "Большая книга" – и в денежном отношении, и в плане освещенности. Это премия межжанровая, то есть она вручается и за нон-фикшн, и за фикшн. И там всего три призовых места и достаточно много финальных мест – там от 5 до 15. Есть премия "Русский букер" – жанровая премия за роман. К сожалению, в этом году в очередной раз от премии отказался спонсор, и новый еще не найден. Поэтому в этом году она вручаться не будет. Хотя это одна из старейших независимых литературных премий в Российской Федерации, появившаяся еще в 91-м году, дочка британского Booker. Есть премия "Национальный бестселлер" – единственная федеральная премия, которая вручается не в Москве, а в Санкт-Петербурге. Тоже с ней связано всегда очень много скандалов, и в этом году скандалы в очередной раз ее не обошли. Главным образом полемика происходила вокруг книги Анны Старобинец "Посмотри на него"...

Слушайте в аудиофайле!

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация