Интервью С чего начинается архитектура: Детская студия ДЭЗ № 5
Персоны
Какие такие меркантильные интересы послужили толчком к созданию детской архитектурной студии ДЭЗ №5, радиостанции в беседе с Григорием Заславским рассказал Михаил Лабазов.
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. Известная в Москве детская студия ДЭЗ № 5 в этом году вышла на пространство города. Но это нельзя необыкновенным каким-то событием назвать, потому что в принципе на свежем воздухе скульптуры ДЭЗ № 5 уже появлялись, это было…
ЛАБАЗОВ: В "Аптекарском огороде".
ЗАСЛАВСКИЙ: В "Аптекарском огороде", да, это было. И вот теперь это происходит в разных московских дворах. Я рад представить известного архитектора Михаила Лабазова. Михаил, добрый день.
ЛАБАЗОВ: Добрый день, Григорий.
ЗАСЛАВСКИЙ: Который эту студию ведет уже 27 лет?
ЛАБАЗОВ: Нет, я боюсь, что это 32.
ЗАСЛАВСКИЙ: 32 года. Ну, самый простой, но неизбежный вопрос. А как все это началось, зачем это все понадобилось? То есть это получается одновременно с "Бумажной архитектурой"?
ЛАБАЗОВ: Ну, наверное, да. А, в общем-то, были абсолютно меркантильные мотивации.
ЗАСЛАВСКИЙ: То есть не было работы архитектурной?
ЛАБАЗОВ: Нет, нет-нет-нет. Я работал по распределению в Моспроекте.
ЗАСЛАВСКИЙ: Чем занимались?
ЛАБАЗОВ: Ну, много чем.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну, например? Первые работы.
ЛАБАЗОВ: Первые работы – реконструкция гостиница "Балчуг".
ЗАСЛАВСКИЙ: Ничего себе! Но это еще было до…
ЗАСЛАВСКИЙ: Естественно.
ЛАБАЗОВ: В принципе, работы были какие-то, некоторые даже были интересными. Но это была работа, в то время была такая практика – шефство. И ГлавАПУ шефствовал над ДЭЗ № 5.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ничего себе! Какие давние исторические корни.
ЛАБАЗОВ: Да. А ДЭЗ № 5 обязан был вести работу с населением, в том числе организовывать детские кружки. И мне предложили, зная, что я когда-то помогал, там работал с Владиком Кирпичевым в ЭДАСе. Есть самая такая легендарная студия в Москве – Экспериментальная детская архитектурная студия, ее основал Влад Кирпичев. И когда я учился в институте, я познакомился с Владом, мы делали и какие-то конкурсы вместе, и занимались вместе. Потом мы разошлись, но через какое-то время мои друзья из Совета молодых специалистов (а была такая еще организация) предложили заниматься с детьми, и за это иметь мастерскую – то место, где мы занимаемся с детьми. Естественно, я согласился. Первые там лет семь, наверное, восемь это было очень актуально, мы просто делали все какие-то проекты, конкурсы как раз в детской мастерской и переезжали вдоль 1-й Брестской все время – сначала была одна квартира, потом вторая квартира, третья.
ЗАСЛАВСКИЙ: Как мастерская.
ЛАБАЗОВ: Да, как мастерская. Ну где-то это была квартира, где-то была часть квартиры, по-разному. Ну а потом пришли уже другие времена, и пришлось съехать. У ДЭЗ № 5 больше не было таких обязательств.
ЗАСЛАВСКИЙ: А ДЭЗ № 5 еще существует как ДЭЗ?
ЛАБАЗОВ: Не знаю.
ЗАСЛАВСКИЙ: То есть студия сохранила это имя, прославило в века…
ЛАБАЗОВ: Да, да.
ЗАСЛАВСКИЙ: А вот эти вот темы, которые… Когда вот впервые вышли на такое серьезное музейное пространство, как в последние немногие уже годы, когда то в Манеже, то в Музее декоративно-прикладного искусства (это я уже совсем последние годы называю), то перед самым закрытием в Политехническом музее.
ЛАБАЗОВ: Но, опять-таки, это уже не совсем последние годы, это 11-й год. До этого были еще и ЦДХ, и "Английский клуб" (Музей революции), Дом кино.
ЗАСЛАВСКИЙ: А когда к этому стали относиться вот так, что это все заслуживает музейного пространства, что это все не просто детские игры?
ЛАБАЗОВ: Ну, вообще игры заслуживают сами по себе музейного пространства.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну да, ну да, Музей игрушки тоже есть, да.
ЛАБАЗОВ: Я думаю, что в какой-то момент мы поняли, что как-то надо действительно находить соответствующие пространства для выставок. Это началось, я думаю, где-то года с 99-го или 2000-го, вот так...
Слушайте в аудиофайле!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью