Уроки русского У каждой русской фразы своя мелодия
Персоны
Техника речи. Что с таким трудом осваивают иностранцы?
БЫСТРОВ: Начинаем нашу программу. В студии Руслан Быстров. И с удовольствием приветствую постоянного ведущего – доктора филологических наук, профессора Государственного института русского языка имени Пушкина Владимира Аннушкина. Говорить мы сегодня будем о технике речи и произношении.
АННУШКИН: Вообще-то говорить надо обо всем. Но, понимая, что человек воспринимается вкупе, то есть воспринимаются его мысли, воспринимаются слова, которые он произносит, воспринимается построение фразы, которая в русской речи может быть и максимально пространной, и тогда вы чувствуете, что человек способен сопрягать достаточно длинные предложения, что иногда очень приятно бывает, когда вы, например, поздравляете другого человека в торжественном застолье. Но великий древнегреческий оратор Демосфен, будучи спрошен о том, что главное в риторике, отвечал: произношение, произношение и еще раз произношение. Глядя в глаза молчаливо смотрящего на меня нашего ведущего Руслана Быстрова, мне хочется сказать: как важно произношение, особенно для радиоведущих, как важно произношение для футбольного телекомментатора (а мы об этом говорили две передачи назад), как важно произношение, голосовое звучание на радио. Вот, кстати, замечательная радиожурналистка Татьяна Ивановна Абрамова, которая меня благословила на ведение передач "Беседы о русском языке" ровно 30 лет тому назад… Руслан, вы можете представить, это 88-й год.
БЫСТРОВ: Да вы что!?
АННУШКИН: Но ничего, я еще молодой человек…
БЫСТРОВ: Ну, конечно.
АННУШКИН: Конечно. Вот она говорила: "Понимаете, Владимир Иванович, на радио звучит один голос, а по телевидению – там и жестикуляция, там картинка как-то разбавляет всё".
БЫСТРОВ: Конечно, видеоряд, да.
АННУШКИН: Поэтому когда мы с вами задумываемся над тайнами, красотой человеческого голоса, есть, конечно, о чем поразмышлять и есть о чем поговорить. Вот я буду сегодня давать некоторые советы, а вы, пожалуйста, к ним критически отнеситесь, и давайте поговорим о том, что же такое хорошее звучание, что такое благозвучие, как звучат наши молодежные каналы. Я не призываю вас к критике, я вас призываю просто задуматься вообще-то над тем стилем жизни, в котором мы живем, потому что стиль речи есть стиль жизни. Давайте обратимся к классике и поймем, как это современно. Речь начинается с деления ее на отрезки или речевые такты. Не спешите, думайте о том, что вы говорите. Я пересказываю своими словами советы Константина Сергеевича Станиславского: берите почаще книгу, карандаш и размечайте прочитанное по речевым тактам, набейте себе на этом ухо, глаз и руку. Разметка речевых тактов и чтение по ним необходимо потому, что они заставляют анализировать и вникать в их сущность. А вот современный темп жизни (уже теперь добавляю от себя), он нас влечет к тому, что мы говорим как бы без пауз, без остановки, у нас речь очень часто пулеметная. Это представляется как некое достоинство, добродетель. Конечно, есть ситуации, когда надо говорить очень быстро, и мы, кстати, это наблюдали или слышали в речи наших некоторых футбольных телекомментаторов. Когда я послушал Вадима Синявского или Николая Озерова, с восторгом слушал, и думал: а где же у них паузы? Но у них речь была настолько напряженная, там были паузы, конечно. Вспомните, как Николай Николаевич начинал свои репортажи: "Внимание, говорит Москва! Микрофон редакции всесоюзных известий радио и телевидения установлен на центральном стадионе в Лужниках, где встречаются сборные команды Советского Союза и Англии". Понимаете? Должны быть вот эти люфт-паузы, речь воспринимаете в паузах. Поэтому второй совет всем нам: держи паузу. Пауза – великое проявление мастерства говорящего...
Слушайте в аудиофайле!