Уроки русского Царскосельский лицей: кто он – настоящий учитель Пушкина
Персоны
Насладитесь речами учителей Александра Сергеевича Пушкина! "И лаской, и таской, и кнутом, и пряником" – что за 2 типа учителей существуют, и кто выучил русской литературе знаменитого поэта.
БЫСТРОВ: Всем здравствуйте, в студии "Вести ФМ" Руслан Быстров. И, как всегда, постоянный ведущий этой программы – доктор филологических наук, профессор Государственного института русского языка имени Пушкина Владимир Аннушкин. Владимир Иванович, здравствуйте.
АННУШКИН: Да, добрый день.
БЫСТРОВ: Наша программа выходит как раз рядом с 19 октября 18-го года, да, 18-го года.
АННУШКИН: 1811-го года.
БЫСТРОВ: Нет, я говорю, что наша программа выходит в 18-м году, 19 октября.
АННУШКИН: А, да-да-да.
БЫСТРОВ: И я хочу спросить у слушателей, пока мы здесь раскачиваемся, пока я задаю вам вопросы, чтобы они вспомнили, может быть, для себя, что же произошло 19 октября 1811 года.
АННУШКИН: Да. Здесь таинственное совпадение цифр – 1811 год и 2018 год. Что же было 19 октября? И вопрос к слушателям должен быть обращен следующий. Скажите, пожалуйста, кто был реальным учителем Пушкина в обучении русскому языку и литературе, кто дал ему словесное образование? Вот, пожалуйста, ответьте нам так, как вы сразу среагировали бы на этот вопрос, что вы думаете об этом.
БЫСТРОВ: Этот вопрос является подсказкой к первому вопросу, который я вам задал: что произошло 19 октября 1811 года?
АННУШКИН: На самом деле свидетельств об этом великом дне в российском образовании не очень много. Потому что в основном мы пользуемся воспоминаниями Ивана Ивановича Пущина – друга-лицеиста поэта, который записывал эти воспоминания 20-25 лет спустя, будучи уже в сибирской ссылке. Затем биографы Пушкина, прежде всего Авенариус – первый биограф поэта, писали о том, что же было 19 октября, кто выступал на этом акте. Ведь в Царскосельский лицей в этот день были приглашены император Александр Благословенный, еще молодой, на которого возлагали большие надежды, семья его и множество сановников.
БЫСТРОВ: В общем, наверное, слушатели уже догадались, что 19 октября 1811 года был открыт Царскосельский лицей.
АННУШКИН: Я думаю, что это как раз все знают.
БЫСТРОВ: Ну, на всякий случай. "Повторение – мать учения", вы же знаете, Владимир Иванович.
АННУШКИН: На всякий случай. "Вы помните: когда возник Лицей, как царь для нас открыл чертог царицын, и мы пришли. И встретил нас Куницын приветствием меж царственных гостей". На открытии Лицея выступали: Мартынов, прочитавший "Манифест об утверждении Лицея", директор Малиновский с приветственной речью. Причем Авенариус, восстанавливая в своем воображении это событие, слышит и взволнованный, неестественный высокий фальцет Мартынова, и видит побледневшего, как полотно, Малиновского, и словно переносится в зал, где можно услышать полет мухи, когда произносит свою речь Куницын. Куницын – любимый лицейский преподаватель "Куницыну дань сердца и вина. Он создал он нас, он воспитал наш пламень. Им чистая лампада возжена…" На открытии Лицея Куницын произнес взволнованную речь, где говорил о том, что любовь к Отечеству и слава его будут залогом будущих успехов лицеистов. Ну вот можете представить себе мое удивление и искреннее восхищение, когда в Ленинской библиотеке, в Музее книги я обнаружил вместе с речью Куницына и уставом Царскосельского лицея речь профессора Николая Федоровича Кошанского о преимуществах российского слова...
Слушайте в аудиофайле!