Интервью Музей – это не игра с историей, это максимальное погружение в нее
Персоны
Музей Российского военно-исторического общества. Цели, задачи, аудитория, проблемы, решения.
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. Я тут недавно узнал о том, что Росийское военно-историческое общество – это не только поисковые отряды, не только установка памятников, но еще и целый музейный комплекс. Мне захотелось об этом поговорить. Я рад приветствовать в этой студии Елену Синицыну – директора музея Российского военно-исторического общества. Здравствуйте, Елена.
СИНИЦЫНА: Здравствуйте, дорогие радиослушатели.
ЗАСЛАВСКИЙ: И главного хранителя музея Галину Широкову. Здравствуйте, Галина.
ШИРОКОВА: Здравствуйте.
ЗАСЛАВСКИЙ: Вы мне расскажите, это получается как? Это частный музей, общественный музей, или что это такое?
СИНИЦЫНА: Ну, наш музей – это музеи…
ЗАСЛАВСКИЙ: Их несколько?
СИНИЦЫНА: Да. Мы их называем таким именем – музейный холдинг. Потому что в состав нашего музея входит три площадки: две из них находятся в Москве и одна находится в городе Смоленске. Все эти площадки работают, это прекрасные здания. В Москве это старинная усадьба в Петроверигском переулке – там, где находится Музей военной формы. И Стрелецкие палаты, наш Музей московских стрельцов находится в еще более интересном здании – это палаты 17-го века, находится он в Лаврушенском переулке во дворе известного Дома писателей, прямо напротив инженерного корпуса Третьяковской галереи. А третий наш музей находится в городе Смоленске. В прошлом году во временное пользование была передана "Башня Громовая", и там мы открыли новую экспозицию, посвященную обороне Смоленска и вообще строительству смоленской крепостной стены. И мы растем, у нас очень большие планы, потому что в планах у нас еще одна башня крепостной стены смоленской. Я так быстро, но чтобы было понятно, какой мы большой конгломерат. Это "Башня Моховая", в которой мы сейчас будем открывать, опять же на День города, музей "Смоленские украсы", такой этнографический музей. И строится еще один большой комплекс в Москве на Большой Никитской, там будет полторы тысячи квадратных метров площади, это Музей военной формы. И там мы будем рассказывать, условно мы это называем "от Адама до Потсдама", то есть от Петра Первого, от создания регулярной армии и первый мундир когда появился, и до сегодняшнего времени, до ратника.
ЗАСЛАВСКИЙ: Скажите, а это музей оригиналов? Или это музей более такой современный, где больше 3D, больше экранов, больше того, что может быть связано с такой, скажем так, исторической игрой?
СИНИЦЫНА: На самом деле в нашем музее достаточное количество оригинальных вещей. Но вообще все прекрасно понимают, что когда в 21-м веке создаешь музей 17-го века, то наличие там большого количества подлинных вещей того века – это достаточно серьезная проблема. Почему? Потому что нужно приобретать, нужно находить эти вещи. Что касается Музея московских стрельцов, то мы нашли, на мой взгляд, вот с Галиной Анатольевной когда готовили эту экспозицию, мы нашли такую совершенно замечательную вещь. Мы стали работать с федеральными музеями и договорились у них брать на временное хранение вещи подлинные, которые соответствуют, во-первых, этому периоду, а во-вторых, тематике нашей экспозиции. И тем самым мы имеем на первом этаже в Стрелецких палатах такой мультимедийный комплекс. Галина Анатольевна про него, наверное, расскажет даже лучше, чем я. А на втором этаже у нас уже такая экспозиция, в которой можно посмотреть то, что характеризует 17-й век, стрельцов, то время. И мне кажется, вот такое сочетание, которое мы придумали, вернее вот такая идея наша брать предметы на временное хранение даже в постоянную экспозицию, потом делать смену, ну мы тем самым как бы создали на самом деле музей, а не просто какую-то выставку.
ШИРОКОВА: Да. Я хочу добавить, что создание музея – всегда вопрос чрезвычайно сложный, поскольку пространство на сегодняшней день, особенно Москвы, наполнено огромным количеством, не побоюсь этого слова, музеев самого разного жанра и совершенно разной истории. У кого-то есть многовековая история формирования коллекций, кто-то идет по пути абсолютно создания какого-то краеведческого, там маленького образа. И наш музей, поскольку непосредственно является музеем военной истории, стоит перед выбором каждый раз: каким образом сформировать музейную экспозицию, чтобы она была музейная с наличием экспонатов, а с другой стороны – она была интересна и востребована для современного зрителя...
Слушайте в аудиофайле!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью