Авторазборки Чем лучше коробка – тем проще водителю
Персоны
Автоматические коробки передач – вообще какая между ними разница?
ЗЛОБИН: Приветствую всех, в студии Александр Злобин. Это большая автомобильная программа на радио "Вести ФМ". И, как всегда, обсуждаем главные автомобильные явления, новости. Но у нас сегодня специальная такая будет, специализированная программа, посвященная коробкам, автоматическим коробкам передач. Самым разным – гидромеханическим, вариаторам, роботам, роботам простым, роботам с двумя сцеплениями. Мы поговорим, какая между ними разница, что лучше, может быть, что хуже, в каких разных условиях, как к ним прислушиваться, слушать какие-то возможные проблемы. И в гостях сегодня у нас Юрий Урюков – это заместитель главного редактора проекта Mail.Ru Авто. Но не просто журналист автомобильный, но еще и испытатель, естественно, в рамках своих обязанностей, который испытал, наверное… Сколько ты машин-то уже отъездил? Наверное, больше ста?
УРЮКОВ: Я уже потерял счет, если честно. Больше ста, больше тысячи точно.
ЗЛОБИН: Больше тысячи?
УРЮКОВ: Больше тысячи уже пошло, да.
ЗЛОБИН: А сколько из них было с автоматом?
УРЮКОВ: Вот сложный вопрос. Потому что, конечно, еще лет пять назад, скажем так, меньшая часть автомобилей была с автоматом, особенно в бюджетном сегменте очевидно, а сейчас у нас на рынке уже больше половины автомобилей с автоматическими коробками. Ну соответственно меняется и расклад по профессии.
ЗЛОБИН: Хорошо. Значит, поймали человека, который нам разъяснит. Потому что какие только буквально религиозные споры ни ведутся в Интернете в автомобильных форумах: что лучше – такая коробка, сякая, что можно сделать с этой, что с этой делать нельзя, какие признаки каких-то проблем. Ну и еще, кстати говоря, если мы выбираем машину бэушную с автоматом, там тоже очень много, в отличие от двигателя, который можно помыть, вот коробку вообще не видно, и едва ли могут позволить себе посмотреть, что там у нее внутри, какие шестеренки. Итак, начнем с простого. Вот попалась нам, ну так получилось, всем нам понравилась эта машина, но у нее только обычный гидромеханический автомат или вариатор, или робот там с двумя сцеплениями, будь то DCG, будь то Power Shift, или совсем обычный простой робот, вот как на "Весте" стоит или на каких-то еще недорогих машинах, такой с одним сцеплением робот. Вот у этих коробок есть какая-то разница, требуют ли они разной манеры управления?
УРЮКОВ: Да, безусловно. На самом деле качество коробки говорит о том, как человеку и нужно ли к ней вообще приспосабливаться. Потому что чем лучше коробка, чем адекватнее она работает, чем лучше настроена управляющая электроника, тем водителю меньше хлопот с ней. То есть достаточно иметь две педали, руль и всё – мы едем. Газ, тормоз, и дальше трансмиссия все делает сама. А вот чем коробка, скажем так, примитивнее по своему устройству и чем хуже настроена электроника, тем соответственно водителю больше задач по тому, как к ней адаптироваться уже самостоятельно.
ЗЛОБИН: И эффективно ее использовать.
УРЮКОВ: Конечно, безусловно.
ЗЛОБИН: Эффективно разгоняться. Потому что многие говорят: двигатель вроде неплохой у такой-то машины, но ведь коробка настолько тупая, что машина просто вообще не едет. Такое тоже ведь ощущение.
УРЮКОВ: Да, такое может быть.
ЗЛОБИН: А с другой стороны (я тебя на секунду перебью), с другой стороны, это значит – просто, может быть, вы не умеете ими пользоваться, особенностями такого рода коробки.
УРЮКОВ: Нет, сейчас, конечно, мы говорим о том, что это все равно недостаток самого автомобиля и автопроизводителя, который эту коробку поставил на свою модель. Потому что сейчас уже полно примеров и даже на недорогих машинах, когда даже простенькие автоматические коробки работают адекватно и как мы того требуем. Поэтому это раньше можно было говорить: да, вот машина, ради комфорта нужно что-то человеку приспосабливаться. Нет, сейчас нужно что-то делать дополнительное – и это уже считается недостатком трансмиссии, и я считаю – это вполне объективно. Потому что зачем мучиться, если можно за те же деньги на другой машине получить больший комфорт.
ЗЛОБИН: Хорошо. Вот какая-то есть принципиальная разница в манере использования, эффективного использования вот этих разных типов коробок?
УРЮКОВ: Да. И здесь, конечно, вот упомянутый робот с одним сцеплением – это, в общем-то, самая простая автоматическая коробка, сделанная по сути на базе обычной механики, где привод сцепления и привод переключения передач заменяются актуаторами, и всё. И управляет этим электроника уже, а не водитель, но все остальные особенности механической коробки остаются. И вроде это коробка эффективная, и вот как опыт "АвтоВАЗа" показывает, стоит она недорого, доплата небольшая, и покупатель рад. Но в езде это, конечно, одно мучение, потому что если опытный водитель знает, как, когда правильно сомкнуть сцепление, чтобы не подпалить, и при этом машина правильно ехала, здесь…
ЗЛОБИН: Вот ты абсолютно прав. Потому что всегда же говорят, вот насколько надежны и удобны были привычные механические коробки, эффективны. А тут, если это фактически, как все говорят, такая же механическая коробка, просто с дополнительными электронными, так почему же тогда?
УРЮКОВ: Вот в том-то и дело, да. И, конечно, здесь электронике приходится решать задачи иногда прямо противоположные.
Слушайте в аудиофайле!