Интервью Все учебники уязвимы
Персоны
Запрещенные учебники. Меняется министр – меняется отношение к тому или иному пособию. Учебник – дело вкуса, региона, конкретной школы?
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И вот ФАС отменил запрет на ряд учебников, в том числе на учебник по литературе. И я решил поговорить о том, что это означает, с доктором филологических наук, профессором Борисом Ланиным. Здравствуйте.
ЛАНИН: Здравствуйте, Григорий Анатольевич.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну, расскажите. Я, честно говоря, не знал, что это речь о ваших учебниках.
ЛАНИН: В том числе.
ЗАСЛАВСКИЙ: Да? Не только?
ЛАНИН: Да, да-да. В том числе. Речь идет о нескольких сотнях учебников, их более 200.
ЗАСЛАВСКИЙ: А почему они были запрещены, почему они разрешены? Что за учебники, по которым учатся? Давайте обо всем об этом по порядку поговорим. Но давайте, наверное, когда и за что они были запрещены.
ЛАНИН: Да. Значит, время от времени учебники проходят экспертизу. Это очень правильно и очень хорошо, потому что жизнь меняется, и требования к образованию меняются, и детки наши меняются. И учебники проходят экспертизу. Потом появляются новые учебники, они не могут стать государственными, они не могут стать федеральными, если они не пройдут экспертизу. Поэтому сама по себе такая периодическая экспертиза – это очень хорошее явление. Вот мои учебники проходили экспертизу, это был 17-й год. И существовал и существует еще пока список организаций, куда издательство может отправить свои учебники на экспертизу.
ЗАСЛАВСКИЙ: Может или должен?
ЛАНИН: Может выбрать. Это РАН, это РАО, это Высшая школа экономики, это РАНХиГС, и так далее. Вот. Мои учебники как раз в этом РАНХиГС получили замечания, которые мне показались странными.
ЗАСЛАВСКИЙ: Например?
ЛАНИН: Ну, например, у меня в 5-м классе был рассказ Фазиля Искандера.
ЗАСЛАВСКИЙ: А у вас на все классы?
ЛАНИН: Все. Нужно сдавать все – с 5-го по 11-й. И если у тебя вылетел 5-й класс, то значит у тебя 5-9 вылетели, вся линейка. Если у тебя вылетел 10-й класс, значит, у тебя вылетели 10-й и 11-й. И вот там учебнику 5-го класса, значит, сделали такое замечание, что рассказ Фазиля Искандера "Мальчик и война", он ранит детскую психику тем, что там война, и его надо убрать.
ЗАСЛАВСКИЙ: А как им рассказывать про Великую Отечественную войну?
ЛАНИН: Понимаете, в чем дело? Опыт показывает, что лучше не спорить. Там издательство заказало дополнительную психологическую экспертизу, эксперт сказал: "Да, действительно, рассказ о войне ребенка ранит". Мы перенесли этот рассказ, потому что ну нельзя же без Искандера, мы перенесли его в 11-й класс, где литература 20-го века. Мы надеемся, что в 11-м классе его никто не ранит. Так вот, она прошла экспертизу, и тут меняется министр. И уже прошедшие экспертизу учебники отправляют доверенным людям для того, чтобы они читали эти учебники и высказали бы свое мнение. Значит, вот сам этот доверенный человек сказал мне, что он мои учебники читал, и всё хорошо. И мы ждали, что будет так называемый федеральный перечень учебников. А смысл экспертизы в том, чтобы сформировать этот перечень.
ЗАСЛАВСКИЙ: Нет, смысл понятен, что люди получают возможность для там многомиллионных тиражей.
ЛАНИН: Абсолютно. Ну, у меня никогда не было многомиллионных, но было несколько сотен тысяч в год. Это очень важно и хорошо. Так вот, и ты ждешь, что ты окажешься в этом списке.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну, конечно, это же деньги.
ЛАНИН: Это дает право директорам школ покупать эти учебники на бюджетные деньги.
ЗАСЛАВСКИЙ: Но не обязывает.
ЛАНИН: Не обязывает. У них есть выбор.
ЗАСЛАВСКИЙ: А сколько сейчас?
ЛАНИН: Ну, в прошлом было пять линий. И развернули кампанию за то, что должен быть единый учебник литературы.
ЗАСЛАВСКИЙ: Ну, это правильно. Во-первых, есть разные регионы, разные национальные, религиозные, исторические традиции. И, конечно…
ЛАНИН: Есть разные авторы, разные педагогические концепции. Мы очень богаты на педагогические концепции, и это сила нашего образования, это нужно развивать. Я бы сказал, что это мало – пять учебников. Так вот, значит, развернули эту кампанию, что нужно, чтобы был один учебник, устроили думские слушания. И эксперты на думских слушаниях сказали: нет-нет, это очень мало, один учебник не пойдет. Если даже по истории у нас три учебника, то почему же по литературе-то один?..
Слушайте в аудиофайле!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью