Авторские материалы Покупка лекарств за границей грозит тюрьмой
Персоны
За покупку лекарств за границей могут посадить на 20 лет. Московская таможня возбудила уголовное дело в отношении людей, заказавших по почте таблетки, которые раньше в России реализовывались легально, а теперь не продаются, но и не запрещены. Правоохранители нашли в составе препарата вещество бупропион, которое может считаться производным запрещенного эфедрона. На этом основании покупателей обвинили в контрабанде наркотиков. Юристы говорят, от такого не защищен никто. Экономический обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов – подробнее.
Москвич Самир открыл интернет-магазин по продаже виагры, но со временем стал торговать практически всем, что не требует аптечной лицензии, в том числе таблетками для борьбы с курением. Самир, его мать и помощник по бизнесу заказывали препараты по Интернету небольшими партиями как частные лица. В тот день за посылкой на почту пошел администратор сайта – там же его и задержали в ходе спецоперации. А позднее пришли за Самиром и его матерью. Все трое теперь в СИЗО по обвинению в контрабанде наркотиков в особо крупном размере. Им грозит до 20 лет лишения свободы. Что в состав антитабачных таблеток, которые они покупают и продают уже давно, входит бупропион, они не имели ни малейшего понятия. Впрочем, если бы и имели, это им мало чем помогло – вещество не запрещено. Более того, оно еще недавно было рекомендовано Минздравом при борьбе с зависимостью от никотина, пока производитель сам не отозвал лицензию. Нюанс в том, что бупропион имеет формулу, схожую с другим веществом, уже точно запрещенным, – эфедроном. И этого достаточно, по мнению таможни и полиции, чтобы задерживать посылки с бупропионом и людей, которые их получают. Теперь просто изучить список запрещенных веществ мало – нужно знать его близкие аналоги. Но если вы не химик, то даже не пытайтесь в этом разобраться, предупреждает председатель правления Петербургской фармацевтической ассоциации Татьяна Зайченко.
ЗАЙЧЕНКО: Боюсь консультировать на эту тему. Тут надо быть специалистом, честно говоря. Те, кто пытаются самостоятельно получать препараты из-за границы, они, конечно, могут попасть в неприятное положение. Каждый тут решает сам – готов он рисковать или нет.
Никаких новых правил не появилось, а старые не менялись. Просто в один момент ведомства решили строже отслеживать оборот некоторых препаратов, которые формально могут подпадать под закон о борьбе с оборотом наркотиков. Речь идет о положении, которое было внесено несколько лет назад в ходе "войны со спайсами". Они имеют очень разнообразный химический состав, поэтому строгого перечня запрещенных веществ нет. Полиции разрешено задерживать партии с веществами не только из черного списка, но и их производными. Но что такое «производные» – в законах не уточняется, а фармацевты и химики такими терминами не пользуются. Как следствие – в России уже несколько человек были обвинены в обороте и хранении наркотиков за то, что они просто купили тот или иной препарат на иностранном сайте. Последний из громких случаев произошел с екатеринбурженкой Дарьей Беляевой. Врач ей посоветовал антидепрессанты (кстати, тоже с бупропионом), которые в России не продают. Она нашла их на польском сайте, оплатила, а когда пришла получать на почту – там ее уже ждал наряд полиции. Рассказывает адвокат девушки Ирина Ручко.
РУЧКО: Она заказала медицинский препарат Elontril на официальном, легальном медицинском сайте, который занимается продажей лекарственных средств. Уголовное дело было возбуждено в связи с тем, что в ходе исследования экспертом было признано, что те таблетки – с инструкцией, в пузырьке, с маркировкой, в нормальной упаковке – содержат бупропион.
У каждого из арестованных по этим эпизодам дела развиваются по-разному. Продавцы БАД, купившие антитабачные таблетки, уже полностью признали вину и просят о снисхождении. Обвинение могут смягчить (им светит срок до 5 лет), если дело переквалифицируют с контрабанды наркотиков на оборот незарегистрированных лекарств. Девушку, страдающую от депрессии, после серии публикаций (о ней заговорили на федеральном уровне) отпустили под подписку о невыезде. Еще раньше на всю страну прогремела история матери, которая хотела продать в Интернете остатки микроклизм, заказанные из-за границы для сына, страдающего от эпилепсии. Ей грозило до 8 лет за незаконный сбыт наркотических веществ. После широкой огласки ее дело закрыли, но правоприменение по этой статье принципиально не поменялось. Таможня обещает в ближайшее время доработать свои стандарты отслеживания лекарств, однако пока речь идет только об одном веществе – все том же бупропионе. Те, кого задерживали из-за других производных, пока находятся под следствием. И ничего утешительного им сказать нельзя, отмечает адвокат Мария Ярмуш.
ЯРМУШ: Без рецепта от врача, где будет написано, что вы заказываете такое лекарство по медицинским показаниям, вас могут привлечь к уголовной ответственности. От этого не может застраховаться никто. Некоторые считают, раз в Европе все лечатся, все будет хорошо. Но мы не Европа, у нас другие правила. Их нужно соблюдать, чтобы не столкнуться с полицией, судом и наказанием лет на 10.
Впрочем, этот совет тоже не универсален. Врачи не могут выписывать лекарства, не имеющие российской лицензии, даже если еще недавно они продавались во всех аптеках. Пациенты, у которых возникла потребность купить редкое лекарство, имеющее в составе психотропные вещества, могут покупать их за границей только под свою личную ответственность. И неважно, приедет препарат заказом по почте или будет ввезен в сумке – сотрудники на границе имеют право задержать вас и проверить вещи. И если они сочтут лекарство потенциальным наркотиком, то человеку грозит вполне реальный срок.