Картинка

Интервью «С мрачными лицами искусством не занимаются»

10 августа 2019, 01:10

Персоны

Выставка в столичном Манеже «Здесь и сейчас. Атлас творческих студий Москвы» – ведущие художники показывают, как создаются произведения современного искусства и как его преподают.

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. В Москве в разгар лета уже во второй раз открылась выставка с тем же самым названием, что и год назад, называется она "Здесь и сейчас", в Центральном выставочном зале "Манеж", которая показывает… Ну, я не знаю, в прошлом году это было достижение в актуальном искусстве, в этом году это, скажем так, разные художественные школы и практики. И я рад приветствовать в этой студии участников этого проекта. Это архитектор выставки и куратор Юрий Аввакумов. Здравствуйте.

АВВАКУМОВ: Здравствуйте.

ЗАСЛАВСКИЙ: И архитектор, и в данном случае руководитель студии "ДЭЗ № 5", который в рамках этой выставки отвечает за стрит-арт, Михаил Лабазов. Здравствуйте, Михаил.

ЛАБАЗОВ: Добрый день, Григорий.

ЗАСЛАВСКИЙ: Скажите, пожалуйста, как у вас в этом году, какая была задача? Ну, понятно, что в прошлый раз это была такая предвыборная выставка, которая должна была показать, что у актуального искусства есть какие-то не страшные формы. Выставка была очень хорошей, на мой взгляд, сделанная Катей Бочавар и собранная, по-моему, в какие-то рекордные сроки. В этом году вся эта экспозиция представляет из себя какое-то количество колонн – 12. И какая у вас была цель, какие задачи поставили, какие вы решили и от каких вы отказались и ушли в другие стороны?

АВВАКУМОВ: В этом году ко мне обратился Московский музей современного искусства как оператор этого года и предложил сделать выставку и как архитектору, и как куратору на тему художественного образования. То, что было дальше, это было уже моим изобретением – вот эти башни, 12 башен, и приглашенные студии, разные виды искусства принципиально. И в качестве такого 13-го элемента – это открытая сцена, на которой постоянно должны идти мастер-классы, круглые столы и прочего рода выступления.

ЗАСЛАВСКИЙ: Ну да, раз образование, то можно чему-то научить.

АВВАКУМОВ: Потому что, естественно, оно не ограничивается 12-ю самыми даже, может быть, и лучшими школами, но оно страшно разнообразно. Вот я, например, был потрясен, когда узнал, что в Москве 49 аж высших учебных заведений, отвечающих за художественное образование, в которых творится под 200 образовательных программ. И это, как мы понимаем, не считая разнообразных кружков, которые существуют при музеях, при ЖЭКах (или как это теперь называется).

ЗАСЛАВСКИЙ: ДЭЗах.

АВВАКУМОВ: При ДЭЗах, при просто домах, где учат каким-то таким замечательным вещам вроде кройки и шитья или лепки, или даже рисования, но которые даже как бы отсутствуют на карте Москвы. Проявление такой карты (отсюда называние, кстати, "Атлас") и была, и остается сейчас вот посвящена эта выставка.

ЗАСЛАВСКИЙ: Ну, вы когда сказали про эти 49 школ, то понятно было, что выбор был не прост. Потому что одно дело, когда мы кого-то знаем, и они прекрасны. Другое дело – вдруг выясняется, что те, кого мы не знаем, они тоже по-своему замечательны. Как вы в результате отбирали?

АВВАКУМОВ: Ну, вот сначала вроде бы отбор начался по школам. Потом мы поняли (я понял, вернее), что это не эффективная работа для куратора. Потому что, представьте, вам было бы прислано письмо с тем, чтобы вы от своей школы кого-то выбрали, то же самое касалось бы, например, Суриковского института и так далее.

ЗАСЛАВСКИЙ: Такое письмо, поверьте, мы тоже получили, правда, за неделю до открытия.

ЛАБАЗОВ: Это уже был пост-фактум, вас поставили перед свершившимся уже фактом.

АВВАКУМОВ: И все это превратилось бы в такое, в общем, бюрократическое мероприятие. И чтобы этого избежать, стали искать людей. Поэтому я кого-то, ну многих я знал, кого-то мне советовали. И надо сказать, что выбор был не так уж сложен. Я имею в виду, что мне нужно было найти для выставки, во-первых, современного художника, буквально современного. Мне нужно было, чтобы этот современный художник одновременно преподавал в одном из любых учебных заведений, как высших, так и ДЭЗов. И наконец мне нужно было найти художника, который способен был бы построить инсталляцию вот в этом ограниченном объеме, в 100-метровой башне.

Слушайте в аудиофайле!

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация