Картинка

Интервью Толстые журналы «достойно умирают»?

24 августа 2019, 01:10

Персоны

«Горит не отгорая»... Судьба «толстых» литературных журналов («Новый мир», «Октябрь», «Звезда» и др.)

ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. Почему-то уже давно мне хотелось поговорить о судьбе толстых литературных журналов. Потому что для меня, как и для очень многих поколений советских, русских людей толстые журналы были не только источником информации о новых писателях, о критике, о том, что происходит в литературе, но и каким-то очень важным контекстом культурной жизни. Точно так же, как там пойти в театр, посмотреть новый фильм и прочитать толстый журнал. И каждый, кто время от времени ходит в библиотеки, видит, что и сегодня толстые литературные журналы, они зачитываются, и за ними очередь. И, в общем, число читателей уменьшается по тиражам, но остается более или менее стабильным, и эти читатели есть. И когда каждый раз возникает у писателей, у издателей возможность обратиться к кому-то из руководителей государства, то этот вопрос о том, что необходима помощь нашим толстым журналам, что без государственной поддержки они просто загнутся и исчезнут.

Точно так же, как существует помощь кинематографу, есть фонд кино, существует помощь театрам, существует государственная поддержка музеям, точно так же в общем и в частности толстый журнал является такой же неотъемлемой и очень важной частью русской культуры. Но в результате толстые журналы теряют свои редакции, здания, привычные, известные адреса, падают тиражи. И, в общем, конечно, судьба их плачевна. И меня просто, вот мы сейчас шли когда в эту студию, я сказал, что меня как гражданина эта тема очень волнует. Я рад приветствовать в этой студии двух многолетних редакторов и главных редакторов. Это главный редактор журнала «Октябрь» Ирина Барметова. Здравствуйте, Ирина.

БАРМЕТОВА: Добрый день.

ЗАСЛАВСКИЙ: И главный редактор журнала «Новый мир» Андрей Василевский. Здравствуйте, Андрей. Андрей Василевский уже, как мне кажется, потеряв какую-либо надежду на счастливое будущее, в последнее время стал рассылать какому-то кругу своих знакомых просто pdf-версию журнала. Я ее открываю, что-то читаю и, в общем, я понимаю, что вот этот жест – это тоже очередной знак беды. Вряд ли от хорошей жизни такие поступки совершаются. Вообще что сегодня происходит, кто вам помогает? В конце концов мы понимаем, что я всегда говорил, ну вот когда умер Товстоногов, какой есть путь развития у театра. Ну, один из них (и, собственно говоря, БДТТ его в итоге выбрал) – это путь такого достойного умирания, когда Кирилл Юрьевич Лавров возглавляет театр, и сохраняются по мере возможности те или другие спектакли, и театр умирает, но достойно. Здесь, мне кажется, нет такого вот ощущения, что толстые журналы должны умереть. Почему, почему они должны умереть, с какой стати? Что нужно, какая помощь нужна, и почему ее нету?

ВАСИЛЕВСКИЙ: Сравнение с БДТ, оно не совсем точное. Потому что какие бы спектакли там ни ставились, кто бы ни был руководителем театра, это государственный театр, и само его существования обеспечено государственным финансированием, государственными усилиями.

ЗАСЛАВСКИЙ: И очень большим финансированием, да.

ВАСИЛЕВСКИЙ: Да, да. Вот. С толстыми журналами ситуация совершенно другая. То есть государственных толстых литературных журналов у нас в России не так много. Допустим, в Екатеринбурге – «Урал» там вот есть, там «Север» в Петрозаводске. Наверное, еще есть какие-то там разные журналы, которые являются, ну допустим, там областными учреждениями культуры, и поэтому для них в бюджете областном там есть какая-то, значит, строчечка – гарантированное финансирование. Но большинство журналов и все вот наиболее знаменитые журналы, так сказать, вот там «Октябрь», «Новый мир», «иностранка», «Знамя», «Дружба народов», они не являются государственными по своему статусу.

ЗАСЛАВСКИЙ: Они были государственными или нет?

ВАСИЛЕВСКИЙ: Когда-то они были.

БАРМЕТОВА: В советское время.

ЗАСЛАВСКИЙ: Они же были органами чего – Союза писателей или ЦК?

ВАСИЛЕВСКИЙ: Да-да, там по-разному, Союза писателей.

БАРМЕТОВА: Только Союза писателей.

ВАСИЛЕВСКИЙ: Вот. Но в 90-е годы это всё, значит, вот они ушли в свободное плавание.

Слушайте в аудиофайле!

Интервью. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Григорий Заславский. Все интервью

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация