Интервью Если Умнов тебя снял, карьера обеспечена: сезон выставок в ММАМ
Персоны
Люди, которые зажигали звезды. Яркие фотохудожники прошлого и нашего времени. На какие выставки сходить в Мультимедиа Арт Музее?
ЗАСЛАВСКИЙ: В студии Григорий Заславский, добрый день. И я не просто рад, я счастлив видеть перед собой замечательного человека, талантливейшего, еще и основателя и директора Мультимедиа Арт Музея Ольгу Свиблову. Здравствуйте.
СВИБЛОВА: Здравствуйте.
ЗАСЛАВСКИЙ: Зашел на сайт (давно не был, кстати, в музее, надо зайти) и увидел, что фотовыставок не так много.
СВИБЛОВА: Две.
ЗАСЛАВСКИЙ: Я смотрю: Янкилевский, Филип Колберт, Розмари прекраснейшая, и только уже где-то там, в конце, посвященная Году театра, как я понимаю, выставка Сержа Лидо. А что, вообще вы переключаетесь?
СВИБЛОВА: Ну, подождите. Во-первых, у меня еще есть Евгений Умнов к 100-летию, замечательная в рамках программы классики советской фотографии. Кстати сказать, тоже театру привет и Году театра в том смысле. Вообще считалось, что Евгений Умнов – это гениальный балетный фотограф, что правда, и там есть его балетные фотографии и тоже Майя Плисецкая, которая, конечно, есть у легендарного нашего соотечественника, великого парижанина Сержа Лидо.
ЗАСЛАВСКИЙ: Великого, да.
СВИБЛОВА: И меня, кстати сказать, Ирен Лидо волнует не меньше, потому что это не просто лав-стори и не просто жизнь совместная Сержа Лидо и Ирен Лидовой. Надо было просто поднять Ирен Лидовой бровь – и зажигалась звезда в балетном мире. И последний человек, как я выяснила, был Цескаридзе. Ей было почти 100 лет или за 100 лет, никто не понимал, когда она родилась. Ученица Ксешинской, Преображенской, все время уменьшала себе возраст. Она была легендой. Когда праздновали юбилей, у Кардена в Париже праздновали юбилей Плисецкой, то она просто пришла на полтора часа позже совершенно сознательно, ее все ждали, и внимание к ней было не меньше, чем к Плисецкой, звезду которой именно в Париже зажигала Ирен Лидова. Но оказалось, что она увидела маленькую видеозапись совсем юного Цескаридзе, написала ему письмо, оно дошло до него в Москве, послала ему все книги своего великого мужа Сержа Лидо, которые ему, кстати, очень помогли. Потому что знать в фотографиях всех великих звезд – это тоже важно для молодого исполнителя. И она его позвала в Париж, он приехал, он ходил к ней в больницу и очень гордился, что у нее на двери висит только одна вырезка из журнала – это был он в прыжке. И она ему подготовила супергениальную премьеру в Париже, а потом в Лондоне, а потом везде. Потому что если Ирен поднимала бровь, то вся балетная критика и все знатоки, и все ньюсмейкеры становились в ажиотаже, ожидая вот это новое открытие. Поэтому это люди, которые зажигали звезды. Но у нас есть наш любимый Умнов, который всего лишь был фотограф, который фотографировал интеллигенцию, это звучало гордо. Он был из хорошей семьи, недоучившийся архитектор, чуть-чуть недоучившийся. Семья очень дружила с МХАТом, поэтому огромное количество актеров. Я не говорю там про Образцова, Левитана. Кто сегодня помнит, как выглядел великий Левитан, чьим голосом страна говорила несколько десятилетий?
ЗАСЛАВСКИЙ: Да почти полвека.
СВИБЛОВА: Да почти полвека. Но когда он снимает Тарковского, это съемки фильма "Андрей Рублев", и надо понимать, что в этот момент Тарковский никому не интересен. "Андрей Рублев" – это первый фильм молодого режиссера после его вгиковской премьеры "Иваново детство", которое не имело в этот момент никакого проката и было известно в узких кругах вгиковских специалистов. А он направляет камеру на Андрея Тарковского. И ходила легенда, там есть совершенно юная просто Анастасия Вертинская. Понимаете, там есть везде какие-то странные пересечения, очень личные. Там, например, молодая Вертинская сидит на террасе дачи какой-то, снежок за ней. А она тетя Александра Вертинского, у которого чудесная выставка "Парадиз" про сложные проблемы мерцания того, что мы называем натюрморт, nature – жизнь и природа, и morte – это смерть. И много таких тонких параллелей. И между Лидо и Умновым эти взаимодействия, конечно, происходят, не говоря уже о Плисецкой, которая… У нас еще будет отдельная выставка, посвященная Майе, мы делали ей огромную ретроспективу. О Майе можно говорить, говорить и говорить. Но в кругах вот художественных была легенда, что если Умнов тебя снял, у тебя будет карьера...
Слушайте в аудиофайле!
Интервью. Все выпуски
- Все аудио
- Григорий Заславский. Все интервью