Лавка музыкальных редкостей Наталья Павлова
Автор и ведущая программы Людмила Осипова: Ты выполнил домашнее задание? Ученик виновато прячет взгляд. Кто за тебя будет решать задачку? Пушкин? Имя Александра Сергеевича Пушкина настолько популярно в нашей стране, что его упоминают буквально на каждом шагу, даже в бытовых ситуациях, не имеющих отношения к его творчеству. Неслучайно я упомянула Пушкина, поскольку наша гостья – его праправнучка, очаровательная и весьма энергичная. Кем она приходится нашему великому поэту, сейчас узнаете. Всё из первых рук. Или уст, если хотите.
Наталья Павлова: Добрый день! Я – Наталья Павлова, оперная певица и актриса. Очень рада Вашему приглашению на «Радио России»!
Людмила Осипова: Наталья, наши слушателям очень интересно знать, о вашем родстве с Пушкиным. Кем Вы ему приходитесь?
Наталья Павлова: Я прихожусь Александру Сергеевичу праправнучатой племянницей. Моя линия идёт по отцовской ветви от Льва Сергеевича, младшего брата поэта. Узнала об этом я довольно поздно, т. к. мои родители расстались, когда я была маленькой…
Людмила Осипова: И лишь в 23 года Наташе сказали, что её бабушка – Пушкина.
Наталья Павлова: Я вдруг стала понимать, что многие события моей творческой жизни так или иначе связаны с именем Пушкина. Я чувствую некую связь, словно он мне помогает… Вот только один яркий пример. Я поступала в школу драматического искусства Анатолия Васильева со Сценой письма Татьяны. Меня прослушал Анатолий Александрович Васильев, и я оказалась в спектакле «Каменный гость, или Дон-Жуан мёртв», причём, сначала я была занята в балете, и лишь спустя некоторое время исполнила донну Анну в «Каменном госте» Даргомыжского. Затем последовал проект «Борис Годунов» в Концертном зале им. П. И. Чайковского, в котором мне посчастливилось выступить с ГАСО им. Е. Ф. Светланова под управлением Владимира Юровского. Программу с оперными ариями и романсами на стихи А. С. Пушкина я показала в разных городах мира: Вене, Нью-Йорке, Петербурге… С мамой мы сделали мини-спектакль по пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери», где мама читала за Моцарта, а я – за Сальери, в качестве вставных музыкальных номеров мы взяли арии, написанные совместно этими двумя великим композиторами.
Людмила Осипова: Здесь я должна пояснить, о каком совместном сочинении героев пушкинской поэмы идёт речь. Не так давно в Праге, в Чешском музее музыки была обнаружена четырёхминутная кантата «На выздоровление Офелии», её соавторами были Моцарт, Сальери и ещё один композитор – Корнетти. Кантата была создана в 1785 году и посвящалась она Нэнси Стораче, обладательнице красивого сопрано. Авторов музыки удалось установить по инициалам.
Наталья Павлова: Как я стала оперной певицей? В этом заслуга моей мамы. В пятилетнем возрасте, как и многие девочки, я брала в руки «микрофон» и пела, пародируя оперных певиц. И танцевала. И мама долго не могла решить, куда отдать меня на обучение: в балетную, или музыкальную школу? В итоге, как видите, победила опера.
Мы с ней много играли в четыре руки. К нам домой на музыкальные вечера приезжали Булат Окуджава, Фазиль Искандер… Мы делали программы с вокальными циклами Шумана, мы пели оперы… Я начала профессионально заниматься оперным пением с 14 лет, моим преподавателем была Гертруда Михайловна Троянова, профессор Международной Летней академии "Моцартеум" (Зальцбург, Австрия). Примерно в этот же начальный период моего обучения я посмотрела в Театре-школе драматического искусства спектакль «Плач Иеремии» Анатолия Васильева на музыку Владимира Мартынова. Меня так восхитила эта постановка, эта музыка, что я твёрдо решила посвятить себя музыкальному театру.
Людмила Осипова: Окончив Московскую консерваторию и аспирантуру по классу Клары Григорьевны Кадинской, наша героиня Наталья Павлова отправляется совершенствовать оперное пение в Италию.
…Многие мечтают попасть в Италию: кто-то непременно хочет увидеть Венецию, кто-то – послушать оперу в легендарном театре Ла Скала, одни хотят засвидетельствовать своё почтение истории и сфотографироваться у римского Колизея, иные мечтают найти там своего Ромео. У Натальи Павловой – своя итальянская история.
Наталья Павлова: Мне всегда очень нравился итальянский язык, его мелодика… В 14 лет я купила учебник «Итальянский за три недели» и начала его штудировать. Летние каникулы, пора отдыха, а я учила итальянский. Я не знала, что судьба приведёт меня в Италию. А, может, и знала… Когда в Москве проходил конкурс им. Чайковского, а к тому времени я уже окончила консерваторию, итальянский виолончелист Умберто Клеричи попросил меня показать ему Москву. Мы оказались возле Храма Христа Спасителя. И Умберто сказал, что у итальянцев есть традиция загадывать желание, если ты стоишь на только что построенном мосту. И я загадала – чтобы моя итальянская история продолжилась… Можете себе представить, буквально через месяц на этом же мосту я встречаю свою консерваторскую коллегу, которая сообщает мне о горячем предложении: В Триесте ставят «Дон-Жуана», и ищут исполнительницу партии донны Анны. Эту партию я хорошо знала, поэтому спело отправилась в Триест, и меня взяли в спектакль. После этого меня пригласили в «Травиату» в Венецию, Флоренцию, я оказываюсь в Риме и… моя судьба круто изменяется. Я встретила своего будущего мужа. А познакомил нас композитор и виолончелист Джованни Соллима.
Людмила Осипова: Ваш супруг Давид Колантони, писатель, художник, философ, журналист, руководит отделом культуры одного из журналов, его отец – художник Доменико Колантони.
Наталья Павлова: Мы очень быстро нашли общий язык, потому что мы оба из творческих семей. Это интересная, насыщенная и захватывающая творческая жизнь!..
Людмила Осипова: Наталья, Вы делаете очень много российско-итальянских проектов…
Наталья Павлова: Вся наша музыка родом из Италии… И мировая, и русская. Опера «Жизнь за царя» М. И. Глинки ведь итальянская по структуре, этой первой русской опере предшествовали типично итальянские оперы русских композиторов Е. Фомина и Д. Бортнянского.
Людмила Осипова: Сегодня в нашей программе принимала участие Наталья Павлова, правправнучка А. С. Пушкина, оперная певица (сопрано), актриса, солистка Московской государственной академической филармонии.
Наталья Павлова: Спасибо за приглашение! Grazie!
Музыка в программе:
- В. И. Мартынов. Страстные песни (фрагмент). Исп. Наталья Павлова, сопрано, и Ансамбль солистов «Академия старинной музыки» под руководством Т. Гринденко;
- Д. Бортнянский. фрагмент из оперы «Алкид на распутье». Исп. Наталья Павлова, сопрано, и Ансамбль солистов «Академия старинной музыки» под руководством Т. Гринденко;
Режиссёр программы: Наталья Замиралова.