Лавка музыкальных редкостей Ансамбль электромузыкальных инструментов под управлением Вячеслава Мещерина

30 января 2020, 11:10

Автор и ведущая программы Людмила Осипова: В 1957 году сотрудник отдела музыки народов СССР Всесоюзного радио – Вячеслав Мещерин – обратился к руководству с предложением организовать экспериментальный ансамбль электронных музыкальных инструментов “в целях использования в радио- и телепередачах, а также магнитофонных записях”. Инициативу поддержали, но Мещерин на всякий случай заручился поддержкой Шостаковича и Кабалевского. Это был поистине космический музыкальный ансамбль, в котором звучали невиданные и неслыханные музыкальные инструменты.

Это был не просто музыкальный состав, это был коллектив единомышленников – музыкантов, конструкторов, инженеров. Началась разработка инструментов, т. е. изобретались, создавались новые, каких не было больше ни у кого в мире. Вы только подумайте, какая это была экзотика: камертонное пианино, электронный Гармониум, электроарфа, клавиалина, электрические голоса появились у баянов и скрипок и даже у гавайских гитар. Кстати, электронный ревербератор – тоже изобретение уачстников ансамбля Мещерина. Ну и как же в ансамбле без терменвокса! Наш ансамбль, говорил Вячеслав Мещерин, это прежде всего радиоансамбль, представляющий собой единую слаженную электронную схему с пультом управления. Как в космическом корабле. Самая первая запись на Всесоюзном радио Ансамбля электромузыкальных инструментов была сделана совместно с певицей Ниной Дорда.

Ансамбль электромузыкальных инструментов Всесоюзного радио и потом уже и Центрального телевидения был необычайно популярен и среди обычных слушателей, и среди специалистов и космонавтов! Юрий Гагарин сравнивал звуки, которые он слышал в космическом полёте, с музыкой Ансамбля электромузыкальных инструментов.

В 1964 году неутомимый Вячеслав Мещерин добивается создания при Муромском военном заводе радиоэлектронной лаборатории по производству электромузыкальных инструментов. Помните электроорган «Юность-70»? нашу альтернативу «Ионике»? или одноголосый синтезатор «Аэлиту»? Всё это заслуга Мещерина и его друзей-энтузиастов. А мы слушаем композицию «На берегу Лазурного залива», соло на баяне – Виктор Гридин.

У Вячеслава Валериановича Мещерина, основателя и бессменного руководителя Ансамбля электромузыкальных инструментов, удивительная судьба. Его дед, Иван Васильевич Мещерин, татарин по национальности, был приёмным сыном московского купца первой гильдии Василия Ефремовича Мещерина. Сам же Вячеслав Валерианович – фронтовик, орденоносец, выпускник историко-теоретического факультета Института искусств имени Гнесиных. Никакой электронике в Гнесинке тогда не обучали. Просто Мещерин был пытлив, умён. Его увлечённость нередко перерастала в серьёзное увлечение, преданность делу. Заслуга Мещерина в развитии и популяризации электромузыкальных инструментов бесценна. Сколько молодёжи приобщилось к тайнам, образно выражаясь, музыкальной инженерии, как много было сделано для отечественной музыки! Ансамбль Мещерина без труда можно узнать по саундтрекам к мультфильму «Ну, погоди!» – «Воздушная кукуруза», например, другие миниатюры и вот эта, шуточная, – «На колхозной птицеферме», составленная из эстонских народных песен. Настоящий хит!

Те из наши радиослушатели, чья молодость пришлась на прекрасные 1960-70-е годы прошлого столетия, могут сказать нынешнему поколению: «Мы жили в эпоху космической музыки, которую играл Ансамбль электромузыкальных инструментов под управлением Вячеслава Мещерина».

Режиссёр программы: Наталья Замиралова.

Лавка музыкальных редкостей. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация