Лавка музыкальных редкостей Неизвестный Масканьи

5 декабря 2019, 11:10

Приветствие в адрес программы прислала его правнучка Гуйя Фаринелли. Слушайте эфир и скачивайте передачу: www.radiorus.ru

Людмила Осипова: "Напрасно думают, что колоссальный, сказочный успех этого молодого человека есть следствие ловкой рекламы". Эти слова Пётр Ильич Чайковский сказал в своё время в защиту итальянского композитора Пьетро Масканьи. Накануне его дня рождения в нашей "Лавке музыкальных редкостей" появились удивительные "экспонаты", которые прозвучат в эфире "Радио России" впервые.

В России имя Пьетро Масканьи хорошо знакомо любителям оперной музыки. Его одноактная "Сельская честь" и по сей день в репертуаре многих отечественных театров. Именно эта опера стала первым веристским произведением, а Масканьи – родоначальником веризма в музыке. Веризм – истинный, правдивый. Чайковский слышал Масканьи и всячески поддерживал, справедливо считая его человеком не только умным, но и талантливым, а его оперы – неотразимо-симпатичными и привлекательными для публики. В 1900 году Масканьи побывал в России с гастролями, где дирижировал Шестой симфонией Петра Ильича Чайковского, и оркестранты говорили, что Масканьи дирижировал как когда-то сам автор симфонии…

Сейчас звучит знаменитое, волшебное Интермеццо из оперы "Сельская честь", но мы приготовили для вас нечто необычное. Музыку нам прислала Гуйя Фаринелли-Масканьи, правнучка итальянского композитора.

В семье Масканьи не было музыкантов, но его отец, булочник, всячески помогал развитию талантов сына, находил ему правильных педагогов. Хотя и не считал занятия музыкой серьёзным делом для мужчины. Вот юриспруденция – другое дело! Тем не менее ему всё-таки пришлось смириться с выбором сына. Пьетро в студенческие годы снимал комнату на двоих вместе с Джакомо Пуччини… В жизни они были друзьями, но в музыке – конкурентами.

Многие почему-то считают Масканьи композитором одного шедевра – оперы "Сельская честь". Но стоит вам послушать другие его оперы и оперетты, как вы поймёте, что он умел создавать только шедевры. Активная творческая жизнь Масканьи пришлась на конец XIX – начало XX века. Появилось кино, публика стала посещать кинотеатры, в которых фильмы шли под аккомпанементы пианистов–тапёров. Но вскоре простое импровизационное фортепианное сопровождение наскучило потребителям экранных зрелищ. И тогда создатели фильмов стали заказывать музыку профессиональным композиторам.

Проторил академическим композиторам дорожку в кинематограф Камиль Сен-Санс в 1908 году. Через семь лет Пьетро Масканьи первым из итальянцев написал музыку к немому фильму «Сатаническая рапсодия». Два года партитура ждала своей очереди, и в июле 1917 года кинозрители увидели фильм с музыкой Пьетро Масканьи. "... мучительная, тревожная, неправильная работа, долгая и тяжелая", говорил композитор о своём труде. Его кинопроба стала первым и последним опытом такого рода. Кстати, не так давно этот фильм показывали с оркестровым сопровождением в Москве в Доме музыки и в Санкт-Петербурге.

…На что только не идут женщины, чтобы продлить свою молодость!.. Кремы, фруктовые маски, пластические операции… Раньше действовало одно средство: контракт с дьяволом.

"Сатаническая рапсодия" режиссёра Нино Оксилия – своего рода женская версия "Фауста". Богатая и пожилая дама из высшего общества, которую сыграла звезда немого итальянского кино Лида Борелли, заключает договор с Мефистофелем, который обещает вернуть ей молодость. Но ставит условие: она не должна влюбляться. Дело сделано, как вдруг… за помолодевшей и похорошевшей Альбой начинают ухаживать два молодых человека, два брата, Серджио и Тристан. Альба влюбляется в Тристана и готовится выйти замуж за него… Но перед свадьбой появляется Мефистофель, который, согласно контракту, забирает у графини её молодость …

Вот с такой необычной и малоизвестной широкой публике стороны предстал перед нами сегодня итальянский композитор Пьетро Масканьи. Ну, а мы благодарим его правнучку Гуйю, хранительницу творческого наследия своего великого прадеда, которая прислала нам все музыкальные материалы. Как пишут в титрах, «Конец фильма».

Музыка Пьетро Масканьи в программе:

  • Интермеццо из оперы «Сельская честь». Исп. Filharmonici města Prahy, Conducted by: Paul Bateman
  • «Сатаническая поэма» (фрагменты). Исп. The Londerzeel Youth Symphonic Orchestra, дирижёр Peter Himpe

Режиссёр программы: Наталья Замиралова

Лавка музыкальных редкостей. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация